- Алиса, все-таки, как вас зовут?
- Так и зовут. Не верите? Могу паспорт показать. Когда-то имя Алиса и фамилия Мон были псевдоним, но не долго. А вообще, родители меня назвали Светланой. Моя девичья фамилия - Безух.
- Что было до... сцены?
- Сколько я себя помню, всегда на сцене. С четырех лет на фортепиано музицировала двумя ручками. Потому и музыкальную школу не закончила, что они были испорчены. В те годы было проблематичным, что-то делать не по правилам. Я привыкла играть на слух. Мне запомнился первый концерт во втором классе. Я спела песню «волшебник недоучка» Аллы Пугачовой и получила за это оценку - пять с минусом. Мне объяснили, что я слишком копировала Пугачеву. На самом деле это лишь подтверждает, что всю жизнь меня сопровождает зависть и интриги, чего по первости я просто не замечала. Потом научилась не обращать внимание.
- Говорят, вы прогуливали уроки...
- В школьные годы меня очень увлекла музыка и художественная самодеятельность. Из-за этого уроки прогуливала. После восьмого класса даже скатилась «на тройки». Родители уйдут на работу, а я дома останусь: школьную форму сниму и играю на фортепьяно, чего-нибудь сочиняю. Тогда же папа подарил мне кассетный магнитофон «Весна». Я была в семье единственным, залюбленым ребенком. Мое детство - самый счастливый период жизни. У меня мог быть брат Володя - тезка отца. Будучи первым ребенком у мамы, он умер в младенчестве.
- Как относились родители к музыкальному увлечению дочери?
- Всерьез никто не относился. У меня нет даже среднего музыкального образования, хотя абсолютный слух. Увлечение рассматривалось, как хобби. Кстати, именно музыка и футбол были хобби моего отца. Он слухач, играет на всех инструментах. Он не смог выйти в своих увлечениях на профессиональный уровень, поскольку был детдомовским.
- Ни педагога, ни инженера, ни врача из вас не получилось...
- Я не была приспособлена ни к цифрам, ни к железобетонным изделиям, ни к уколам. Поэтому учеба в институтах - педагогическом, политехническом и медицинском успехом не увенчалась. Каждый раз кривая окольными путями все равно выводила меня к музыке и художественной самодеятельности.
- И будучи солисткой в джазовом оркестре при музыкальном училище и одновременно выступая в ресторане «Интурист» в Новосибирске, вы умудрились «вылететь» из этого самого музыкального училища, где учились, с формулировкой «профнепригодность»...
- Абсурд заключается в другом - те, кто остался учиться и получили красные дипломы, в профессиональном смысле остались за бортом. Никто из них на большую сцену не вышел. И сегодня единицы преподавателей могут, хоть как-то направить талантливого человека в нужном русле, высветить его, не причесывая под одну гребенку. Тем более, не учить тому, что умеет сам преподаватель. Многие обучаясь у профессионалов-вокалистов, начинают петь именно как они.
- Какие чудесные подвиги нужно совершить, чтобы из провинциального города дойти до столицы, подняться на большую сцену и стать неоднократным победителем «Песни года»?
- Нужно верить в себя, много трудиться, развиваться во всех отношениях. Остальное решается, где-то там - наверху. Это промысел Божий.
- И вдруг, на самом пике своей карьеры Алиса Мон бросает все и уезжает в Америку?
- Не было Америки. В Майями лишь снимался мой клип к песне «Алмаз». Все вышло куда прозаичнее... Я была вынуждена уехать из Москвы с маленьким сынишкой на руках в родной город. Другого выхода не было. Москвичи такой народ, что приютят максимум на три дня. Дальше ты становишься обузой. Когда я уезжала из Москвы, у меня не то что не было приюта, даже кошелька со ста долларами... Я жила в семье, в домашних условиях. Настолько доверяла любимому человеку, что не считала нужным иметь даже кошелек. Теперь я понимаю, что нужно быть самостоятельной, даже в семейных отношениях. Надо стремиться к самодостаточности. И всегда иметь на крайний случай записную книжку с телефонами людей, которые обязательно придут на помощь - словом, делом, чем угодно. А еще, хотя бы, 100 долларов в кармане... Какое-то время я жила в родном городе. Нужно было устроить сына в садик, оформить развод. Когда все это было сделано, уехала в Ангарск, где устроилась худруком в ДК «Энергетиков».
- Возвращение домой стало «концом света»?
- Сердцем я чувствовала, что это не крах. Но умом понимала - назад дороги нет. Все мосты были сожжены: в столице не осталось ни кола, ни двора, ни друзей. Тогда я уже была мамой, поэтому отдавала себе отчет, что теперь все будет сложнее. Но в меня верил мой ангарский коллектив. Там никто не сомневался, что я вернусь на большую сцену.
- Наверное, для чего-то нужно было это испытание...
- Годы жизни в Ангарске я считаю одними из лучших. Это был совершенно другой, более зрелый этап. Там я записала альбом «Алмаз». С определенным жизненным багажом, духовным опытом, разочарованием и болью в сердце мне предстояло начать все с нуля и приехать в столицу во всеоружии.
- Как встретила первопрестольная?
- Когда я вернулась в столицу, мне казалось, что я впервые в этом городе. До этого Москва была для меня какой-то тюрьмой. Это я потом осознала, отматывая пленку жизни назад. Я раньше видела столицу только из окна машины. Никогда не была самостоятельной. Не имела права голоса. Просто была пешкой в игре. Теперь все по другому. Меня не смутило и не испугало, что многие не верили в мое возвращение на большую сцену. «Реанимация невозможна. Нельзя снова подняться до той же планки», - говорили мне. Забавно, когда мы принесли в фирму «Союз» мой новый альбом, имея в своем распоряжении бюджет на его раскрутку, там не стали скрывать своей позиции. Дескать, раз есть деньги, мы, конечно, выпустим альбом, но все бесполезно... А ведь он впоследствии занял первые строчки хит-парадов. Это был успех!
- И Москва стала родной?
- Родным домом для меня всегда был и останется Байкал, где живут родители. Бывает, душа просто рвется туда. Я бросаю все и мчусь в родной город. А Москва? Москва - это моя квартира. Крепость, в которой я себя чувствую уютно и тепло.
- Кто в соседях?
- Обычные, простые люди. Некогда в нашем большом, сталинском доме жила номенклатура Кремля. При этом до сих пор в подъезде есть коммуналки. Моя квартира тоже была коммуналкой. Я люблю многих своих соседей. Для Москвы - это редкость, когда люди знают в подъезде друг друга, здороваются, могут одолжить у соседа соли, сахара, яиц. У нас такое есть. Соседка Лена - почетная железнодорожница очень любит мою собачку Хани. Всегда приносит ей вкуснятину. Мы сдружились с ней.
- В каких проектах сейчас участвуете?
- Недавно приняла участие в съемках на Домашнем канале, который готовит цикл передач об артистках и медийных женщинах. Уже многих отсняли, но передача, посвященная мне, вышла раньше. Много записала дуэтов, хотя раньше никогда этого не делала. Причем с мужчинами - исполнителями, которые работают совершенно в разных стилях. Мечтала записать совместно с сыном Сергеем песню. Это произошло. Он специально написал кусок реперского текста, который органично вписался в мою песню. Сын не против снять со мной клип. Это большой прорыв в наших творческих отношениях. Вместе уже дважды выходили на сцену. Сергей увлекается джазом, блюзом. Он гитарист. Помимо всего прочего делает аранжировки для реперов. Неплохо поет, но никак себя пока в этом не проявляет.
- Здорово, когда есть звездная мама. Легче пробиться на сцене...
- У нас все по другому. Сергей сторонится моей помощи, оставаясь обособленным. Считает, если он будет афишировать свое родство, то это только снизит ему баллы. Сам всего хочет добиться. Я вижу в этом здравый юношеский максимализм, который со временем перерастет в нормальное восприятие действительности. Просто у него сейчас такой переходный период.
- Слава - тяжелое бремя?
- Это потрясающе, когда ты имеешь известность. Однако, слава - это нечто мирового масштаба. У меня нет славы. Другое дело - известность в стране. Она в хорошем смысле слова дает артисту больше возможностей популяризировать себя, свое творчество, реализовываться, показывать миру то, что ты делаешь. И, соответственно, получать от своей работы больше отдачи. Сегодня меня мало кто узнает. Так что, охрану мне заказывать не приходится. Впрочем, все это одни понты.
- Раскройте тайну, кому принадлежит ваше сердце?
- Как только я начинаю присматриваться к мужчине, как к мужу, все начинает меняться в плохую сторону. Я сделала огромнейшую ошибку два-три года назад, сказав в интервью, что выхожу замуж. Все разрушилось. Я не буду копаться в себе на предмет - плохая я или хорошая... Самоедство - плохая штука. Нужно все равно себя уважать и любить. Тогда и другие будут тебя уважать и любить. Только не надо это доводить до абсурда. Нет, я не считаю, что кто-то плохой. Не надо никого переделывать. Нужно полюбить человека таким, какой он есть. Страшно это сказать, но мне не дано быть женой... Так что, мы с Ханей живем вдвоем. Сын женился и живет отдельно. Родители приезжают раз в год, в лучшем случае - два. Внучат пока нет. Признаюсь, очень хочу стать бабушкой...
Александр МИЛЬКА.
Фото автора.
Я с мужем были лично знакомы с Алисочкой. Очень удивительная женщина. Мы желаем ей творческих успехов и женского счастья.