
В ожидании Масленицы, с сочувствием наблюдая за прощанием венесуэльцев со своим Команданте, и как многие другие во всем мире, в России на минувшей неделе тоже поглядывали на трубу над крышей Ватикана... Белый дым из заветной трубы пошел 14 марта - католический мир обрел нового Папу Римского. И, самое интересное, новый Понтифик оказался вовсе не европейцем... Волей случая один латноамериканец оставил мировую трибуну, другой - взошел. И, в первые же дни Франциск I провозгласил свое видение будущей католической церкви: как бы я хотел, чтобы она стала бедной церковью для бедных. Чем не революционный лозунг? Честно говоря, но латиноамериканский дух и отношение к жизни, кажется, не только не исчезнут с уходом Уго Чавеса, но наоборот - придут в мир вполне официально, вместе с идеями и убеждениями нового Папы.
Аргентина, Венесуэла, Эквадор... - страны Латинской Америки сегодня имеют практически наибольшее число католиков в мире. И одновременно в этой части света активно противостоят нищете, социальному неравенству, империализму и прочим многочисленным негативным проявлениям капитализма. И новый Папа - выходец из этой самой среды. Своим служением архиепископом Буэнос-Айреса, доказывает, что ему латиноамериканские идеи не чужды. Архиепископ вел очень скромную жизнь: проживал в небольшой квартирке в обычном доме, сам себе готовил, отказавшись от услуг домработницы, ездил на общественном транспорте, ходил на футбол, усаживаясь на обычной трибуне среди людей, охотно общался с людьми на улицах. И вообще, он полностью латиноамериканец, и, кроме футбола, влюблен в танго, а еще - образован, интеллигентен, знает несколько языков, жил и учился в Европе. Большинство католиков приняли известие о пришествии Франциска I с надеждой. Многим полякам, например, как мне рассказали друзья, живущие в этой очень религиозной стране, он напоминает Иоанна Павла II и сразу располагает к себе своей скромностью, большинство людей считают его поведение искренним и думают, что он сделает много доброго и нового, что всех изумит...
Если католический мир начнет преобразовываться по убеждениям Франциска I: будет поддерживать необеспеченные слои людей, пытаться противостоять нищете и разделению общества, непомерным аппетитам монополистов и капиталистов и т.д., то, что это, как не идеи, которые нес Уго Чавес и его сторонники? Можно сказать, вскормленные именно латиноамериканской католической церковью - насколько Уго Чавес был верующим - все хорошо знают.
Похоже во всем мире идеи равноправия, аскетизма, борьбы с роскошью, а точнее, с модой на роскошь, самоограничения, а если само не получится, то и в приказном порядке - вообще завоевывают все большее число сторонников. Вот и в Китае, поговаривают, тоже новый культ самоограничения наступает. А как же у нас-то? Начнет ли вакцина на самоограничения распространяться в российском «золотом миллионе» - среди приверженцев красивой, беззаботной и безбедной жизни? Кто-нибудь вколет им, наконец, эту вакцину?
«В твоих текстах слишком часты риторические вопросы», - опять покачает головой мой друг, прочитав эти строчки. И будет прав.