Если вам понадобилось купить меч, щит, доспехи или узнать основы военной тактики 9-12 веков, то вы, конечно, уже побывали в Изборске, где состоялся шестой фестиваль раннесредневековой культуры «Исаборг». Туда же отправился и наш корреспондент.
Первую часть дня на средневековой ярмарке, устроенной реконструкторами, все желающие могли приобрести товары, которые покупали жители 12 века: посуду украшения, стрелы, мечи. И понаблюдать за жизнью древнерусского полевого лагеря. Вооруженные реконструкторы «охраняли» палатки, а их товарищи готовили еду. Другие развлекали посетителей мастер-классами. В лагере действовало более 10 мастерских: деревообрабатывающая, гончарная, точильная, ткацкая и другие.
В 12 веке все купцы были ещё и военными. Они собирались в группировки, которые называли ватагами, и предпринимали путешествия. Если в них сталкивались с незащищённым селением, то грабили его. Торговля и грабеж по доходности были одинаковыми предприятиями. Но здесь, в Изборске, вдруг на наших глазах две такие ватаги сталкиваются друг с другом в чистом поле. И начинают выяснять отношения. Ватаги довольно маленькие - по 5-10 человек, ведь путешествовали на кораблях, которые, в сравнении с сегодняшними, были небольшими. Сначала купцам-воинам нужно было выяснить, на чьей стороне удача? Самый простой способ выяснить это - выставить вперёд бойца-поединщика. Мы слышим одного из командиров отряда: «кто готов?». Самый сильный и удачливый выходит вперёд.
- Эй! Кто вы такие и что вам здесь надо? Это наша земля! - доносятся до него крики соперников. А один из них, насмехаясь, разворачивается спиной и бьёт себя пониже спины.
Начинается скоротечный бой, один из поединщиков выходит победителем в схватке - соперник поскользнулся и «гибнет» - и дружина победителя, воодушевлённая удачей, а, значит, и благоволением богов, бросается в атаку: «Держать строй! Плотнее!». Впереди воины со щитами, за ними легко вооружённые товарищи. В плен никого не берут, и единственный способ выжить – выиграть в бою. Наконец громкий крик: «Победа!», – знаменует триумф одной из ватаг. Проигравшие досадливо морщатся: «Это не соревнования, не «на корову» играем... Здесь старые друзья, но всё равно обидно проиграть». Мы спрашиваем у ребят, как они попали в Изборск.
- Я приезжаю к Максиму Колпакову, - говорит реконструктор из Петербурга. - Всё здесь строится на взаимных дружеских отношениях. Если не Макс будет делать этот фестиваль, то я не поеду.
- Максим Колпаков, которому денег не выделяют ни копейки, выкручивается: биотуалеты привёз, дрова, - вторит другой. - Остальные давно бы плюнули, а он – нет. Талантливейший человек, без него «Исаборга» бы не было.
Несмотря на нехватку денег, о которой говорят участники, общие впечатления от фестиваля самые положительные. Отдыхающие после боя «ватажники» в один голос говорят, что «Исаборг» им «очень нравится, любимое место. Организация - хорошая, программа интересная. Минусов нет никаких».
Друзей к Максиму Колпакову, кандидату исторических наук, заведующему кафедрой всеобщей истории и регионоведения ПсковГУ приехало порядка 120 человек. География фестиваля широкая: Витебск, Минск, Харьков, Киев, Москва, Петербург, Великий Новгород, Псков, Великие Луки, Курск, Петрозаводск. У ребят, приехавших из-за границы, никаких проблем с муляжами оружия на таможне не возникает. Все нужные документы из Министерства культуры организаторы фестиваля предоставляют сразу. А в этом году и документов не понадобилось. Максим Колпаков, которого журналисты смогли «выловить» буквально на три минуты, говорит, что общий уровень участников стал весьма высоким:
- Военную программу стараемся делать так, чтобы она была интересна и участникам, и зрителям: это сделать так же «просто», как совместить несовместимое. Но, надеюсь, у нас получается. «Исаборг» - фестиваль исторической реконструкции, а не этнографический костюмированный праздник с клоунадой. Мы уверены в своих источниках и в своих костюмах. Если мы чего-то не можем, то просто этого не делаем. Самодеятельность мы не творим.
Участников «Исаборга» отличает скромность. На наших глазах один из реконструкторов после точного попадания в мишень су-лицей (маленьким метательным копьём) хвалит не себя, а оружие. Вот и организатор фестиваля на наш вопрос о своей роли в этом мероприятии отвечает коротко:
- Имя и харизма стоят очень многого. Сначала человек работает на репутацию, а затем репутация на него. Первые годы мы пытались привлечь внимание к Изборску И каждый новый фестиваль мы придерживаемся идеи делать праздник для друзей, из-борян, для всех, кто интересуется раннесредневековой культурой.
Павел ДМИТРИЕВ.
province@pskovline.ru
Фото автора.