
Кажется, только и знай, что успевай исправлять ошибки предков: старенький дом без фундамента незаметно заваливается на бок, ломая тонкую бутовую кладку, залитую слегка цементом, сквозь который ринулись трещины, словно кромсая цемент корнями какого то безумно сильного растения, которое лезет из глубины, из толщи земли. Высаживаю новый сад, пытаюсь «сломать» привычную деревенскую конфигурацию деревенского огорода: пашня, грядки, сад… Ведь хочется как у англичан и других европейцев - газонную ровность, ухоженность лужаек и рукотворных аллей. Могу ли я перебороть то, что создавалось, закладывалось в генный свод, кодировалось в десятках поколений предков столетиями? Могу, конечно, и другие могут…
Но и ошибки предков придется исправлять мне. А может, это вовсе и не ошибки, это ты глупый и напыщенный тип в джинсах так думаешь. Просто никто из предков не старался создавать видимость, что будет жить вечно. Они строили дома только из расчета своей собственной жизни, сыновья строились рядом, исходя из своих лет, - и мало кто из них думал что надо создать шедевр, недвижимость для торга будущих поколений или в подарок правнуку, или праправнуку. Они не делали нам подарков, не одаривали «золотыми» объектами и не ломали голову над тем, как будет жить внучек Дима или правнучек Рома. У них было о чем подумать и над чем поломать голову: они решали, как жить самим, как прокормить семью, как принести ребенку нехитрую игрушку. И, по их мнению, дом и не должен стоять более ста лет, сад не должен плодоносить вечно. Это уже будет другая жизнь, будет другой дом, будет другой сад. А мы, дураки, пытаемся их жизнь, их взгляды, принципы, убеждения адаптировать к сегодняшнему дню. Не получится. Они были совершенно другие.
А ведь их отношение к жизни имело смысл. Да и сейчас имеет… Представьте, что нынешнее поколение застроит свободные пространства каменными громадинами, в том числе нелепыми двух-трех-этажными коттеджами, которые смогут простоять и сто, и двести, и триста лет. Сегодняшние отцы, наворотившие их на земле, передадут в завещание детям, деды - внукам. Но к тому времени может измениться мода, стиль, или внуки вообще не захотят обитать в таких домах, им захочется построить новые, удобные именно для них. Придется сносить и разбирать эти вечные дворцы, понастроенные родителями, с помощью взрывчатки.
Нет, как ни убеждайте все-таки польза в простеньком деревянном доме была огромная. И дышится легко. И разбирать, при случае, не трудно. И отремонтировать можно. Да и умирают обезлюдевшие деревни из таких домов как-то естественно, не режет глаз чернота оконных проемов, бетонные стены не внушают страх, жуткость и ужас. Деревянные деревни не ставшие объектом нынешней выгодной недвижимости, просто сливаются с природой, растворяясь в ней, унося с собой память о жизни поколений ее жителей. И в этом тихом уходе есть и трагическая, и героическая канва - опустевшие деревянные деревни, словно русские «Варяги» уходят непобежденными.
Представьте себе что будет с опустевшими каменными и бетонными громадинами. Эти так просто не уйдут, весь их внешний вид будет взывать только к одному - купите нас, мы продаемся. Один знакомый из небольшого псковского райцентра уже который год хочет продать построенный им кирпичный дом, и не может этого сделать: продает не слишком дорого - только, чтобы окупить затраты, но покупают либо очень дешево, либо вовсе нет предложений - никакие агентства не помогают.
А наши предки подумали бы, что лучше не строить громадину и потом пытаться её продать, а поправить старенький дом или построить простой и надежный и прожить в нем столько, сколько надо, сколько на роду отпущено. Так что - никакие это не ошибки.