Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:24

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №6 (9653), 19/02/2014

Китайские офицеры – непотопляемые

На Всероссийские соревнования по тайдзицюань в Псков съехалось много мастеров ушу. Но наш собеседник, Станислав Лейкин, себя к ним причислять не спешит: «Здесь много мастеров лучше меня». Мы же считаем иначе: не зря же Станислава пригласили преподавать самбо в Международный институт Шаолиньских боевых искусств при Шаолиньском монастыре, который находится под стенами легендарной китайской обители. О том, чему учат в самом престижном кадетском корпусе Китая, насколько суровы условия жизни будущих офицеров армии Поднебесной, и какую часть Китая называют Желторосией, узнала «Псковская провинция».

Они просто непотопляемые. Им не страшна ни жара, ни холод.

 - Станислав Феликсович, насколько мы знаем, что Международный институт Шаолиньских боевых искусств при Шаолиньском монастыре, где вы преподавали, является так же и военным училищем?

- Да, параллельно эта школа является военной академией, кадетским корпусом. Потому что там обучаются дети с пяти до двадцати лет. В нём готовят инструкторов по шаолинь цюань (традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в буддийском монастыре Суншань Шаолинь  - прим. авт.). Параллельно с традиционным шаолиньским ушу кадеты изучают военное дело и выпускаются, получая младший унтер-офицерский чин. После этого их без экзаменов берут во всевозможные военные заведения, они могут пойти служить в полицию, в войска. Шанс этих выпускников, относительно других школ (а их более двухсот в Китае) гораздо более высокий.

- Как же вы – русский человек – стали преподавателем в академии боевых искусств Китая?

- Изучать культуру Китая я стал ещё будучи студентом исторического факультета университета имени Герцена в Петербурге. Параллельно начал заниматься боевыми искусствами. А в 1992 году впервые попал в эту страну, в 1994-95 годах уже приехал в эту академию при Шаолиньском монастыре. С собой у меня были рекомендательные письма, в том числе от историка и популяризатора ушу в России профессора Алексея Маслова. В Китае имея письмо от важного человека, вы можете пройти в любую дверь. А у меня была целая пачка. Меня там очень хорошо встретили, я познакомился с ректором этой академии преподобным Ши Дэцянем, преподавателями, инструкторами, провёл там несколько недель и затем организовал приезд этих шаолиньских инструкторов в Петербург. После чего каждый год я ездил туда на стажировки, затем был приглашен преподавателем иностранных языков и самбо.

- Если в Китае так популярны кадетские корпуса, значит, стать военным в стране хотят многие юноши?

- В Китае попасть в армию сложнее, чем поступить в институт. Китайская армия является добровольной, желающих очень много. Для них есть множество социальных льгот и гарантий. Причём не только для самого военнослужащего, но и для членов его семьи. Поэтому попасть туда сложно и на рядовые должности, а тут люди выходили из академии, имея унтер-офицерский чин (по аналогии с российской армией - младший лейтенант). Кроме того, в нём ещё изучалось два иностранных языка – русский и английский, и через наши каналы мы обеспечили поступление выпускников училища в российские вузы – окно в Европу своеобразное. Но привлекает учеников, конечно, получения погон.

- И чему учат китайских военных?

- Во-первых, из них готовят офицеров-специалистов по рукопашному бою для Народной армии Китая. Конечно, есть ещё полный курс средней школы и большой медико-методологический цикл. Им преподают традиционную китайскую медицину, обучают массажу, иглоукалыванию. Естественно, полный курс военной подготовки, в том числе строевая, изучение оружия. В этом училище есть и учебный зенитный комплекс - их готовят и как специалистов по ПВО.

- Если в этом училище живут дети с пяти лет, то условия их жизни, наверно, не самые сложные?

- Наоборот, это очень жёсткая учёба. Условия там не просто суровые, а ультрасуровые. Казарма без отопления и вентиляции, в кубриках на двухъярусных нарах живёт по 18-20 человек. У них есть только своя койка и одна койка на всех, где хранятся вещи. Есть стол, туалет на улице, душ раз в десять дней и пять тренировок в день, не считая зарядки и общеобразовательных предметов. Один выходной в неделю и один месяц каникул в год на китайский Новый год. Ребята живут на казарменном положении. В училище есть КПП, забор, плац и все тренировки проходят на улице, за небольшим исключением. И они всё время находятся на территории своего «полка». У них очень мало отдыха и свободы.

- Учителей своих кадеты, наверно, ненавидят…

- Как ни странно дети там счастливы. На определённом этапе они проходят очередной отсев, потому что далеко не все выдерживают такие условия. Да и не все родители выдерживают отлучение ребёнка от дома. Но там очень сплочённый коллектив и после окончания учёбы, хоть все и разъезжаются по стране, но отношения поддерживают всю жизнь. Их связи получаются более крепкими, чем родственные.

- После такой суровой подготовки китайским офицерам, наверно, ничего не страшно?

- Люди получают огромный объём знаний и сумасшедшую закалку: они просто непотопляемые. Им не страшна ни жара, ни холод. Тяготы военной службы для них - ничто. Я туда привозил специалистов из спецподразделений разных стран и люди, которые хлебнули лиха и имели опыт боевых действий, сказали, что это просто подвиг: маленькие дети, которые всё это терпят и при этом остаются радостными.

- В чём же причина такой самоотверженности?

- Им каждый день говорится: «Вы должны быть счастливы, что учитесь у стен легендарной обители. Вы носители культуры Китая». И они этим горды. Такой режим характерен для всех военных и спортивных академий Китая. Подвиг во имя боевого искусства. И это нормально. Китайцы умеют тренироваться и работать.

 Английский язык – новая китайская религия.

 - Значит можно сказать, что китайцы серьёзно отличаются от европейцев?

- На самом деле, в самом Китае есть очень большое расслоение. Там много богатых людей, которые получили образование за рубежом. Общая тенденция – спад интереса к ушу. Семейство, достигшее определённого финансового уровня, стремится отправить ребёнка хотя бы на краткую стажировку за рубеж: в США, Японию, Европу. Изучение английского языка это вообще новая религия Китая.

- Но Китай всё ещё впереди планеты всей по многим видам спорта...

- Ребёнка теперь чаще отдают в виды спорта, которые являются манифестацией западной культуры. Например, в гольф, верховую езду. Среди молодёжи ушу уже не популярен. Но в общественных парках – да, много кто занимается боевыми искусствами.

- То есть ушу увлекаются в более зрелом возрасте?

- Да. Я спрашивал и большинство китайцев, в разговоре со мной, сказали, что поскольку медицинская помощь в Китае платная, они, чтобы не тратить деньги на лекарства, после сорока лет начинают заниматься физкультурой, что бы поддерживать собственное здоровье. Хотя, если вы придёте в обычный китайский парк, то увидите, что бальными танцами там занимается больше людей, чем ушу.

- Русский человек по менталитету сильно отличается от китайца?

- Вообще, есть русские, которые очень напоминают китайцев. А китаец, получивший образование в Гарварде может быть меньше похож на восточного человека, чем мы.  В своё время я тоже был на стажировке в Штатах и у меня в группе был Брайан Ва из четвёртого поколение китайцев, родившихся в Америке. Он вообще ничего не хотел знать о Китае, не говорил на своём языке, демонстративно не интересовался китайской культурой. Он старался быть больше американцем, больше «белым», чем сами англо-саксонцы.

- Значит, население страны очень разное?

- Китай вообще разный. Южной Манчжурии, например, вообще хотели дать название «Желтороссия». Как у нас Белоруссия. Потому что там были русские города Харбин, Далянь (то есть Дальний). У меня там складывается впечатление, что я живу не совсем в Китае, а в его «русифицированной версии». Летом там весь Дальний Восток отдыхает.

                                 Быть монахом - просто работа.

- Шаолинь остаётся монастырём, или теперь это больше коммерческая зона?

- Монастырь там остался, в нём около ста монахов. Половина из них занимаются религиозным культом. Другая половина – так называемые «усэны», которые занимаются боевыми практиками. Но вокруг монастыря огромное количество школ боевых искусств. Они стали появляться там в восьмидесятые годы. В самой крупной – 23 тысячи человек. Вокруг монастыря ушу популярен. Вообще, продажа бренда «Шаолиньский монастырь» одна из основных статей экономики этого района. Специальный туризм, коммерция… В Дэнфэне (область, где находится монастырь) просто нет никакой экономики, а монастырю и школам нужно на что-то жить. Ушу преподаётся китайцам и иностранцам. За разную цену, конечно. Там много коммерции, и чтобы найти настоящих учителей, истинных мастеров – нужно потрудиться.

- Тогда что представляют шаолиньские монахи сегодня?

- Для многих из них быть монахом – это просто работа. Много людей, которые выдают себя за них. Реально воцерковлённых монахов, прошедших все стадии посвящения очень мало. Другие просто получают за это зарплату. Бренд «сделано в Шаолине» хорошо продаётся и разговоры о том, что сейчас коммерция там зашкаливает, родились не на пустом месте. Но в непосредственной близи от Шаолиня находится один из древнейших даосских монастырей «Чжун Юе Мяо» (монастырь Срединного пика). Он гораздо менее известен, но в пять раз больше Шаолиня. Мы о нём ничего не знаем, потому что он не раскручен. Хотя там есть и своя религия, и древние традиции, и школы боевых искусств.

Павел ДМИТРИЕВ.

Фото Станислава Лейкина

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ВОЕННЫЙ ПОЛИГОН

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков