
Среди тех, кто выходил на фестивальную сцену, были и совершенно новые для псковичей лица, и актёры, и коллективы, хорошо знакомые нашему зрителю по предыдущим показам в Пскове и в Михайловском. Так, после вынужденной паузы на фестиваль вновь смогли приехать ученики и сподвижники выдающегося русского режиссёра и театрального педагога Анатолия Васильева, и «Школа современного искусства» давала свой «Пушкинский утренник». Наброски к этому спектаклю Игорь Яцко и сотоварищи уже показывали в Пскове, аж в 2001 году, но с тех пор столько фестивальной воды утекло!... За вызывавшим ярые споры меж театралами и пушкинистами творческим методом режиссёра - серьёзные размышления о поэтическом приёме Пушкина и желание показать множество подтекстов - даже в самых, казалось бы, легкомысленных «детских» стихах лицеиста Александра Пушкина. А среди абсолютно новых лиц фестиваля был, например, британский актёр Пип Аттон. Он привёз в Псков ни более ни менее - мировую премьеру: свой моноспектакль «Реквием по Сальери» по мотивам «Маленьких трагедий».
К образу Сальери и к теме предательства (злодейства), нужно заметить, нынешний фестиваль обращался не раз. Сальери-завистник у Пипа Аттона. Сальери как отражение Моцарта в спектакле режиссёра Игоря Пеховича (Московский театр на Таганке). И даже Сальери как безумие Арбенина в «Маскараде», который, держа в уме 200-летие со дня рождения Лермонтова, привезли в Михайловское отец-основатель Пушкинского театрального фестиваля в Пскове и Пушкинских Горах, лауреат Госпремии России, народный артист РФ Владимир Рецептер и его театр «Пушкинская школа».
Он был очень разным - этот фестиваль. На его «экваторе» в Пскове давали спектакль новосибирского театра «Красный факел» - версия «Онегина» глазами Тимофея Кулябина. «Я специально уничтожаю пушкинское время и придумываю своё» - эти слова режиссёра приводит официальный сайт театра « Красный факел». Заметка озаглавлена красноречивее некуда: «Фейсбук лишнего человека». Другой режиссёр, Геннадий Тростянецкий (хорошо знакомый псковским театралам по фантастически-замечательным «Маленьким трагедиям» с артистами орловского театра «Свободное пространство» и спектаклю «О вы, которые любили» с легендарными русскими актрисами старой ещё школы - Зинаидой Шарко, Ниной Ольхиной, Кирой Петровой, Ольгой Антоновой…) справедливо полагает, что…
- …перенос действия в наши дни вовсе не является гарантией современного звучания. Сколько раз в таких случаях я замечал на лицах зрителей, мягко говоря, недоумение, вызванное совершенной искусственностью происходящего - и в актёрской игре, и в так называемой трактовке событий. На самом деле, весь вопрос в смене оптики, в незамутнённом взгляде режиссёра на вещь. Это трудно - высечь из знакомого классического текста современную энергию жизни, а не просто одеть героев в джинсы и дать в руки бензопилу…
Спектакль по «разбойничьему роману» Пушкина «Дубровский» в постановке Геннадия Тростянецкого в рамках XXI фестиваля давали в Научно-культурном центре музея-заповедника «Михайловское» в Пушкинских Горах. И здесь не было малейшей попытки «осовременить» действие, зато в полной мере была заявлена любовь (Пушкина, а за ним -режиссёра и мастерски, на высочайшем профессиональном уровне работающих актёров) к каждому, даже к самому малому из персонажей. Любовь иногда ироничная, иногда простецки-жалостливая, иногда высокая и торжественная. Всё это было так сердечно (и, повторим, так профессионально точно и по-настоящему свободно сделано), что даже записной пушкинист и ревнивейший поборник чистоты академического стиля легко прощал спектаклю и отступления от текста романа, и домысленные детали. Это был тот самый случай, когда не буква, но дух пушкинского произведения был сохранён. Во всей высоте своей.
Алина ЕГОРОВА.