
- Я не большой любитель современности и её образования. Наверное, я бы хотел учиться до революции. Широкая программа, включавшая древние языки, литературу, внимание к лассическому образованию. Высокая дисциплина, нравственность и патриотизм. Словом, лучшего времени нет, это точно, - уверен выпускник исторического факультета ПсковГУ Илья Казанцев.
В конце 19 века «школой» - в узком смысле слова - можно было назвать только начальное образование. Главной задачей начальных школ являлось «распространение в народе образования в духе православной веры и церкви», а потому много времени отводилось предметам, связанным с религией. А потом школяры возраста современных пятиклашек оказывались перед выбором, где продолжить дальнейшее обучение.
- Один путь - классическая гимназия, после которой открывалась дорога в университеты. В гимназиях упор делался на изучение древних языков (49 часов латыни и 36 - древнегреческого в неделю) и математики в ущерб русскому языку, истории Отечества, географии и языков. Подобный подход объяснялся идеологическими задачами, стоявшими перед тогдашним правительством царской России. Необходимо было со школы воспитать в учениках умение беспрекословно повиноваться старшим, - размышляет кандидат исторических наук Николай Могилёвский.
В женских гимназиях большое внимание уделялось эстетическому развитию, были уроки музыки и пения, рисования и танцев.
- А сейчас у нас эстетическое воспитание относится к дополнительному образованию. Хотелось бы в перспективе, чтобы эти предметы были введены в школе как обязательные. Потому что творческое развитие совершенно необходимо каждому человеку, - уверен директор детской школы искусств Псковского района Станислав Рыжиков.
Да и темы сочинений, предлагаемых гимназисткам, не сравнятся с современными: «Что видела птичка в дальних землях», «Река в лунную ночь», «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве»... И написаны эти сочинения были аккуратными и красивыми почерками, в то время, как сейчас иногда рецепты врачей разобрать проще, чем сочинения некоторых школьников. Чем дис-кутировать о необходимости введения в школах полового воспитания, лучше бы парламентарии озадачились возвращением предмета «чистописание». Компьютеры компьютерами, но скоро мы превратимся не только в нечитающую, но и не умеющую писать нацию...
Помимо гимназий, в конце девятнадцатого века существовал и другой вариант получения среднего образования - реальные училища.
- В них не готовили к высшему образованию, а давали специальное, техническое или промышленное образование. Здесь вместо древних языков много времени отводилось черчению, математике и естествознанию, - продолжает свой рассказ Николай Могилёвский.
В середине двадцатого века система образования в стране окрепла. Её мировой рейтинг был очень высок: по международному стандарту уровня интеллектуализации молодёжи СССР занимал тогда третье место в мире. С 1932 года были введены новые единые учебные программы, одинаковые для сельских и городских школ. В них возрастал удельный вес таких предметов, как физика, химия и биология. В связи с борьбой за всеобщую грамотность особое внимание было обращено на русский язык и математику. Школьная программа напрямую зависела от политической конъюнктуры тех лет: прошедшие в конце 40-х - начале 50-х годов дискуссии по генетике, физиологии и языкознанию привели к пересмотру учебных программ по многим предметам. Тем не менее, большой идеологизации образования не было.
- Много времени на изучении биографий вождей отводилось как раз до середины 20 века. Но после смерти Сталина в 1953 году произошла определённая ломка образования, во многом, связанная с разоблачением культа личности, - отмечает учитель истории и общественных наук псковского социально-экономического лицея №21 Светлана Заваденко.
В послевоенные годы ребята много читали, в отличие от их современных преемников, чрезмерно подверженных вредному влиянию Интернета Вообще, в сравнении современное образование во многом проигрывает предшествующему. Некоторые наши респонденты сошлись во мнении, что наиболее качественный объём знаний школяры получали в 70-80-е годы. Учителя, сами сидевшие в то время за партами признаются, что сегодняшние школьники выходят из своих МОУ с гораздо более поверхностными знаниями, возможно, отчего и к учёбе относятся с меньшим интересом. В погоне за количеством современные люди забывают о качестве. Так ли нужны нашим шестиклассникам все пятнадцать изучаемых ими в школе предметов? Не лучше ли увеличить часы по основным из них? И почему во многих вузах первые лекции начинаются с фразы «Забудьте всё, чему вас учили в школе»?
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru