За полтора года работы на почте Инга изучила, чем кого подмаслить – одни любят конфеты, другие печенье. Главное не перепутать, иначе, ведь и обидеться могут. Одним словом, общий язык с четвероногими наша героиня нашла, что уж говорить о людях! Инга Солянникова не только отлично ладит со своими многочисленными клиентами, но и является единственным в области почтальоном, который владеет языком жестов. А это значит, что для глухих и слабослышащих жителей Опочки она – человек незаменимый, единственная связующая ниточка между миром звуков и абсолютной тишины. Больше им надеться не на кого…
Не было бы счастья...
Язык жестов Инга освоила не от хорошей жизни, а для того, чтобы научиться понимать родителей - оба почти ничего не слышали. Они лишились слуха во время войны. Мама оглохла после того, как в возрасте четырёх лет переболела свинкой. Папа, живший в годы оккупации в Пустошке, вообще чудом остался жив. Мальчика спас немецкий врач. Правда, вернуть ему слух так и не удалось. Родители познакомились и поженились в Пскове, на одном из предприятий Всероссийского общества глухих. Потом, когда уже родилась маленькая Инга, получили в Опочке квартиру. Переезжая в райцентр, семья Березиных была абсолютно спокойна за свое будущее. В маленьком городке у глухонемых была и работа, и специальный интернат, где учились дети со всех районов, и даже свой клуб. Мама Инги работала швеей на фабрике, папа – на ремзаводе, собирал двигатели для машин. В общем никто не чувствовал себя ущербным. Инга, кстати, тоже. Она быстро уловила смысл и логику родительских жестов, и даже понимала некоторые слова из сказок, которые пыталась читать ей мама. А родной речи ее учили бабушка и тети. Так что возможностей практиковаться в том и другом языке было предостаточно.

Но стать профессиональной сурдопереводчицей Инга не захотела. Она окончила педагогическое училище, потом институт. Жизнь нашу героиню изрядно помотала. Инга добросовестно пыталась пустить корни и в жарком Краснодарском крае, и в сыром Питере, но климат оказался не подходящим. Карьера тоже особой стабильностью не отличалась: работала наша героиня и преподавателем в колледже, и воспитателем в детском саду, и уборщицей, и официанткой в кафе - и все было как-то не в душу. Пока в один прекрасный момент Инга не поняла, что ее место – в городе детства. Там, где дышится легко, и за маму не так страшно. Взрослый Сын Инги остался в Питере, а сама она вернулась в Опочку. Вопрос с работой решился сам собой. В районной газете Инга прочитала объявление о том, что в отделение связи требуется почтальон. Пошла, сразу же устроилась и вскоре поняла, что не ошиблась с выбором. Работа оказалась ей и «по зубам», и по характеру.
- Я человек гиперактивный, не могу сидеть на месте, а на почте вся жизнь – это движение, - говорит Инга Солянникова. – Зона моего обслуживания – вся улица Автозаводская и прилегающие к ней дома, а это 11 километров. Обойдешь весь участок с набитой сумкой, и никакого фитнеса не нужно. Я все время своей подруге советую – хандришь, иди работать почтальоном. Свежий воздух и физическая активность прогонят все болезни. Впрочем, физическая форма – это не самое главное. Вчера несла газеты, а люди из окон выглядывали, улыбались, здоровались. Мне искренне рады в каждом доме, разве это не счастье?
Страна глухих
О том, что в Опочке очень много слабослышащих людей, Инга, конечно же, знала. Все-таки выросла в этой среде. Но в том, что глухие люди оказались за бортом, что современное общество, декларирующее толерантность и милосердие, выплюнуло их, как чужеродный элемент и вынудило выживать в одиночку, стало для нашей героини фактом очевидным, когда она пришла работать на почту. Инга вспомнила, как однажды остались «у разбитого корыта» ее родители. В начале 90-х годов прошлого века развалились все предприятия, на которых могли трудиться инвалиды по слуху, закрылся клуб и интернат для глухонемых детей. Пережить эту трагедию смогли не все – многие впадали в депрессию, спивались, добровольно уходили из жизни. С каждым годом сокращалось число специалистов, владеющих языком жестов. А в Псковской области их не готовят вовсе, и в ближайшее время не планируют. Сейчас в Опочке осталась только одна профессиональная сурдопреводчица, да и то на пенсии. Инга иногда у нее консультируется. Вообще, ее умение понимать слабослышащих людей на почте очень пригодилось. В отделение связи часто заглядывают инвалиды по слуху. Раньше они общались с операторами с помощью жестов и записок, и очень нервничали, если оставались не понятыми. Да и времени на переговоры уходило немало. Теперь чуть что, зовут Ингу. Она всегда рада помочь, и клиенты просто счастливы. Стали чаще заходить на почту, журналы и газеты покупать. И им хорошо, и почте прибыль.
- Вы не представляете, как важно для людей слабослышащих быть понятыми. У них сразу лица светятся от радости, и вообще меняется к лучшему отношение к жизни, - говорит Инга. – Но, к сожалению, в нашем обществе они натыкаются на стену непонимания. Меня часто просят сопровождать глухонемых в соцзащите, в поликлинике, пенсионном фонде и других организациях. Нигде нет специалистов по сурдопереводу. Про торговлю и говорить нечего. Однажды ко мне прибежала глухонемая соседка и попросила сходить в магазин - ей неправильно посчитали сдачу…
Среди глухонемых опочан много людей талантливых. Например, мама нашей героини прекрасно танцевала, неведомо как чувствуя музыку и ритм. Ее отец был мастером спорта по легкой атлетике и велосипедным гонкам, а так же первым в Опочке инвалидом по слуху, которому удалось получить водительские права. По словам Инги, он всегда «слышал», если в машине что-то барахлит.
Раньше для слабослышащих в Опочке работал клуб с большим «ассортиментом» кружков и любительских объединений, регулярно устраивались спортивные соревнования. Теперь ничего этого нет. Таланты сами ищут себе применение и часто не находят. Сидят в четырех стенах и ловят бегущую строку в новостях по телевидению, которая есть не на всех каналах. Этим людям не нужна жалость - за долгие годы тишины они успели смириться со своим положением, приняв его, как данность. И научились бороться за себя без чьей либо помощи. Но элементарного внимания и общения глухонемым людям все-таки не хватает. Поэтому симпатичный почтальон Инга для них, как свет в конце тоннеля. Наша героиня никому не отказывает в помощи, но ее возможности не безграничны. Изменить отношение общества к глухонемым эта хрупкая женщина не в силах. Но если не она, то кто? Государство? Каждый из нас? Вопрос остается открытым...
Ульяна Михайлова, фото автора