Основные события фестиваля развернулись на Трувором городище и на плато над Городищенским озером. Организаторы, наряду с обычными для фестиваля мероприятиями, пообещали удивить зрителей новой забавой: показательными судебными поединками.

Но сначала гостей ждал исторический лагерь на городище. И реконструкторы постарались, чтобы гости не скучали. Только зайдя в лагерь, мы очутились посреди хоровода, куда хозяева зазывали всё больше людей. С трудом вырвавшись из игры - реконструкторы громко протестовали против «побега» - видим другую группу людей: здесь парень с шутками-прибаутками рассказывает зрителям секреты приготовления средневековой колбасы:
- Берём бараньи кишки, - говорит он, сопровождая слова действиями. - И засовываем в них порезанное мясо, лук, чеснок. Затем варим и обжариваем - колбаса готова.

Собирает вокруг себя людей и группа «TEUFELSNANZ». Ребята самозабвенно «разыгрываются». Изборяне и гости «Исаборга» аплодируют им, но музыканты непреклонны: «Плохо, ещё разок...».
Наконец, даже сами участники фолк-группы довольны собой, а зрители уже давно в восторге. Интересно, что организаторы «Исаборга» традиционно хвалятся тем, что их участники максимально воспроизводят эпоху Древней Руси. В IX-X веках бродячие музыканты «школы искусств» не посещали. Мы подходим к ребятам из группы и интересуемся, знают ли они что такое «тоника» и «доминанта»:
- Музыкальные школы мы не заканчивали, у нас здесь все самоучки, - отвечает Алексей Яковин, музыкант-администратор группы. - Желание и музыкальный слух должен быть, чтобы запоминать, разбирать ноты. Музыкальные понятия на базовом уровне мы знаем, но специально не учились.
Рядом расположилась полевая кухня. Столы не пустуют, а две женщины что-то с увлечением готовят:

- Это средневековая забава. В пирожок кладём разные начинки, каждая означает разную судьбу, которая уготована человеку, - рассказывает участница Исаборга Василиса Ветрова. - Потом пожарим их на костре, и люди выберут свою судьбу. Грибы – к тайной находке, земляника - к сладкой жизни, творог – к чистым помыслам, морковь – к детям, а капуста – всегда капуста.
Спустя два часа зрители перемещаются к Городищенскому озеру. Перед ними разворачивается средневековое сражение: две ватаги вышли в чистое поле попытать счастья друг против друга. Несколько «кровавых» стычек умещаются в несколько минут. Затем начинается суд: одному воину понравилась жена другого. Что делать? Всё просто: ребята уходят на уединённый остров – пусть боги и меч рассудят, кому достанется красавица. Хоть бойцы и равны в опыте, один вскоре побеждает. Затем на поле боя выходят «Давид и Голиаф» - подросток с мечом и щитом хочет сразиться против взрослого, рослого мужчины:
- Я тебе голову откушу! - сулит парню воин.
- Мальчик, срази его, - напутствует перед боем бесстрашного «Давида» один из организаторов фестиваля, реконструктор, преподаватель истории средних веков ПсковГУ Максим Колпаков. И спустя минуту «Голиаф» падает от удара мечом - хитрость и молодость победили силу.

Зрителей, расположившихся в природном «амфитеатре», ждали и морское сражение, и конная программа, и другие поединки. Нарекания у многих вызвала высокая цена: за вход на фестиваль со зрителей просили триста рублей, и малочисленность сражений - в конном войске участвовало всего четыре воина. Впрочем, организаторы объяснили это тем, что вырастить боевого коня сейчас, как и в средневековье, стоит немалых денег.
Павел ДМИТРИЕВ.
dpa@province-pskov.ru
Фото автора.