Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:33

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №30 (9728), 05/08/2015

Яанус Плаат: «С восприятием православия в Эстонии проблем нет»

Православие в Эстонии. Для непосвященных эта фраза звучит несколько экзотично - многие почему-то считают, что во всех трех странах Балтии господствующей религией является католицизм. Более осведомленные говорят о лютеранстве.

А между тем православие имеет на эстонской земле уже тысячелетнюю историю, познакомиться с которой псковичи могли благодаря проходившей в течение трех месяцев во Власьевской башне  Кремля выставке «Православные храмы и часовни Эстонии». Впрочем, выставка  отразила лишь часть информации, опубликованной в книге, презентация которой собрала заинтересованных людей в Историко-краеведческой библиотеке имени Василева. Книгу представил один из авторов – историк-религиовед, доктор наук Яанус Плаат. После мероприятия он дал эксклюзивное интервью «Псковской провинции». 


Справка

Книга  «Православные церкви, монастыри и часовни в Эстонии» содержит информацию о 178 православных храмах и часовнях Эстонии, в том числе сетоских. Издатель - Эстонская художественная академия. Автор текстов, составитель и редактор - Яанус Плаат. Фотоиллюстрации архитектурного фотографа Арне Маасика. Автор статьи, посвященной архитектурным особенностям православных храмов в Эстонии -  историк искусства Александр Пантелеев.  Книга издана при поддержке Эстонского культурного капитала, Эстонского фонда науки. Тексты на эстонском, английском и русском языках. Объем - 1000 страниц. Вес - 4 килограмма. Тираж - 600 экземпляров.


 - Яанус, Вы изучали культуру эстонских русских, в том числе старообрядцев, эстонских шведов и других, как у вас сейчас говорят, эстоноземельцев-неэстонцев. Откуда такой интерес?

- Во время учебы на историческом факультете  Тартуского университета я специализировался по  этнографии, как тогда называли, или, как теперь называют, этнологии или культурной антропологии, и с тех пор меня очень интересуют разные культуры в мире и в том числе разные культуры в Эстонии. Университет я закончил в 1992 году и с тех пор  работаю как антрополог или этнолог. Так что это моя профессия - изучать разные культуры. В Эстонии мне особенно интересны были эстонские шведы, их религиозные движения, а последние шесть-семь лет я интересуюсь православной культурой. Как  русских, так и  эстонцев, и культурой старообрядцев.

 - И Вы, и я учились в школе в советское время, когда религию, мягко говоря, не жаловали, да и в университете, наверное, еще застали занятия по научному атеизму. Как в такой среде в вас родился религиовед?

- Я думаю, что интерес к разным культурам и религиям возник уже в детстве. Я читал разные книги о путешественниках, которые бывали где-то далеко-далеко. Мы тогда жили в Советском Союзе. Невозможно было туда поехать. И тогда, как вы сказали, времена были такие, что религия официально была не запрещена, но и не приветствовалась. А то, что в Советском Союзе было запрещено, было довольно интересно для меня. Я поступил в  университет в Тарту в конце 80-х годов. Когда началась Поющая революция, стало возможно привозить книги, изучать религию. Мне до сих пор интересны разные религии: не только те, которые существуют в Эстонии, но и нехристианские религии. Православие в Эстонии - это одна сфера моих интересов.

 - У Вас были в роду священнослужители, верующие родственники?

- Священников не было. Моя бабушка была верующая, дедушка нет, и мои родители тоже неверующие. Бабушка у меня была лютеранка, православных в семействе не было никогда. Конечно, мои родные ходят иногда в лютеранскую церковь, отмечают главные праздники, но верующих - как таковых - членов церквей у меня в ближайшем круге родственников нет.

 - Но в семье, наверное, тоже следовали каким-то обычаям? Моих родителей, например, нельзя назвать верующими, но яйца на Пасху мама красила и куличи пекла.

 - Это делают. И Рождество отмечают 25 декабря, но это связано не столько с религией, сколько с традициями. Подарки друг другу, елка, конечно, есть, Дед Мороз, который приходит, мальчикам-девочкам подарки приносит - так принято в большинстве эстонских семей. В советское время, когда Рождество было запрещено, так отмечали Новый год, и многие семьи полусекретно отмечали Рождество тоже.  Мне с сестрой родители дарили подарки на Рождество и на Новый год: сладости, игрушки. Мама пекла рождественское печенье. Пели песни.

 - Есть мнение, что современная Эстония - одна из самых светских стран Европы. Это так?

- Социологические исследования 90-х годов и те, что проводились в этом веке, показывают, что эстонцы - самые неверующие. Числятся таковыми. А что они думают, во что они верят, это очень трудно сказать. Но среди них очень мало людей, которые регулярно в церковь ходят.


Справка

По данным переписи населения 2011 года в Эстонии самыми распространенными религиями среди жителей в возрасте 15 лет и старше было православие, к которому относят себя 16 процентов, и лютеранство, которое признают своей религией 10 процентов людей данной возрастной группы. Следующие за ними баптизм и католичество собрали по 0,4 процента приверженцев.


 - В Эстонии, по данным последней переписи населения, большинство верующих, которые числятся в какой-то церкви, - православные, и многие из них - русские, живущие в Эстонии. Как Вы считаете, может ли православие стать объединяющим началом в эстонском обществе  или одним из таковых?

- Нет, не думаю. У нас мало верующих, среди эстонцев вообще мало православных сейчас осталось. И лютеран тоже не так много. Я думаю, религия в эстонском обществе не главный фактор, один из главных, но не главный.

 - Как появилась идея книги, посвященной православным храмам?

- Моя докторская диссертация  была посвящена религиозным движениям в Эстонии, связанным с лютеранской церковью. Когда я ее закончил, я подумал, что про православие в моей стране много написано, но нет исследования, объединяющего эту информацию. Не было описания всех церквей в Эстонии, без разницы - русскоязычных или  эстоноязычных. Вообще не было профессиональных фотографий православных церквей. И тогда мы решили делать этот проект. Я был в то время профессором Эстонской художественной  академии и вместе со своими студентами ездил в экспедиции, мы интервьюировали священников и прихожан. На подготовительную работу ушло больше пяти лет.

 - Вы пользовались какими-то архивными материалами?

- На эту тему довольно мало сведений в эстонских архивах. Хотя православные исследователи были. Очень большую работу делал священник Владимир фон Беренс. Он  создал "Историко-статистическое описание церквей и православных приходов Северо-Западных епархий", которое закончил в 1974 году. Эта работа то сих пор только в рукописи. Священнослужитель Август Кальюкоск составил списки духовенства эстонских православных приходов. Они собрали уникальный материал, потому что были священнослужителями и интервьюировали своих коллег. Их труды стали главными для этой работы.

- В свое время вы организовали выставку «Ислам с человеческим лицом». Вы тогда сказали, что хотите показать повседневную жизнь миролюбивых жителей исламских государств. Выставка имела общественный резонанс? Как она вообще была воспринята?

- Эта выставка десять лет назад также сопровождала книгу, как сейчас выставка, посвященная православным храмам. Книга - самое главное. Сперва была книга с тем же названием, а уже после выставка  в Эстонском национальном музее. И выставка очень успешная. В книге были фотографии и тексты, очень много текста. Мы начали с того, что объясняли, что такое Коран, кто такие шииты (в переводе с арабского - последователи, приверженцы - В.П.) и так далее.

 - Как собирали материал для выставки?

- Я очень много путешествовал. И мои друзья тоже бывали в разных местах и делали там свои фотографии. Мы выбирали, у кого самые хорошие фото.

 - Об исламе в Эстонии сегодня легче говорить, чем о православии?

- Не легче. Существует много стереотипов. Люди видят по телевизору экстремистов-исламистов и думают, что весь мир ислама такой страшный. С восприятием православия в Эстонии проблем нет.

 - Читая произведения эстонских писателей: Яана Кросса, Оскара Лутса, Антона Хансена Таммсааре, я пришла к выводу, что эстонцы и русские похожи по менталитету. И если судьба определила нам быть соседями, хочется, чтобы это соседство было добрым. Нам нужно больше общаться, встречаться, развивать культурные связи…

- Это одна из причин, почему мы делали эту выставку и эту книгу на эстонском, английском и русском языках и почему приехали с ней в Россию. Сначала выставка путешествовала в Эстонии. И когда она экспонировалась в Русском музее в Таллине, нас пригласили в Петропавловскую крепость в музей истории Петербурга. Нам тогда очень помогал в организации петербургский консул. И на открытии был консул псковской канцелярии Свен Суурсаар. Он сказал, что после надо выставку привезти в Псков. У меня было только одно условие: сперва Печоры, потом Псков. И мы очень рады, что эти выставки состоялись, потому что и в Печорах, и в Пскове нас довольно хорошо воспринимали. И во время презентации была очень хорошая атмосфера. А одна пожилая женщина меня просто растрогала. Она сильно огорчилась, что не знала заранее, что можно будет приобрести нашу книгу, и не взяла с собой денег. А когда ей сказали, что книгу для нее оставят, и деньги можно будет передать завтра, я увидел ее радость и почувствовал тепло в груди.

 - Традиционный вопрос: планы на ближайшее будущее.

- В рамках проекта, посвященного православным церквям,  мы фотографировали также старообрядческие храмы и кладбища, интервьюировали священников… Тексты уже готовы, и мы надеемся, что в декабре этого года у нас выйдет книга про русских старообрядцев в Эстонии. Это будет своего рода  дополнение этого проекта. Может быть, сделаем также маленькую выставку и, если удастся, привезем ее в Псков.

Беседовала Виктория ПАВЛОВА.

Фото автора

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков