
Один из таких людей - страстный рыбак, патриот псковской кухни Алексей Малов, которого в кругу друзей и знакомых давно уже величают «лицом псковской рыбы». Он рассказал о тайнах подводного мира региона, об опасностях, таящихся в реках и озерах, и о том, насколько дорого быть подводным охотником.
- Алексей, давно ли вы стали дайвером? Что подтолкнуло к этому?
- Мы не считаем себя дайверами, к нам этот термин не применим. Дайверы - они с аквалангами, у нас их нет - только маска, трубка, ласты. Мы же ныряльщики, рыбаки и охотники. Подводной охотой я грезил давно, у меня ведь есть разряд по плаванию, в воде я себя чувствую уверенно, да и рыбалку люблю. Это был лишь вопрос времени, когда я начну добывать рыбу под водой. И около двух лет назад друзья помогли мне осуществить свою мечту.
- Наверное, недешевое увлечение?
- Я назову примерные цены того времени - 25 тысяч рублей. За всё - гидрокостюм, ружье, нож и прочее. Конечно, оснастка начального уровня, но пока мне хватает. Сейчас цены, конечно, выросли, и «порог вхождения» стал выше, а верхнего предела, как вы понимаете, не существует. Можно ведь и стразами приклад ружья украсить, и гидрокостюм на заказ сшить, и прочее.
- Когда опустились под воду, сразу улов увеличился?
- По сравнению с «надводными» рыбаками, мы добываем очень мало рыбы, считанные проценты. Другое дело, что наша охота более удачна, мы ведь именно за добычей ходим. И за большой рыбой, так что берём не количеством, а размерами. Маленькая рыбёшка неинтересна, охотимся за так называемой «трофейной». Потому и кажется, что мы ловим очень много. Времяпрепровождение с алкоголем у нас исключено. Всегда возвращаемся с рыбой. В основном это классическая псковская «чешуйчатая четвёрка» - щука, окунь, лещ, судак.

- Рыбные места не выдадите?
- Только одно, его все знают - река Великая. Причём в городской черте и в Псковском районе - Гоголях, Писковичах. Рыба есть там везде. Есть рыба и в Черёхе, и даже возле Щиглицкого рыбзавода. Выбрасываемые заводом стоки содержат много органики, и для некоторых рыб это как комбикорм.
- Дно сильно захламлено?
- Всего хватает. И железяки, и блоки каменные, а сколько сетей браконьерских... Не раз приходилось их разрезать и вытаскивать на берег.
- Сам процесс охоты много времени занимает? Или нырнул-вынырнул - и домой?
- Примерно полтора-два часа охотимся. Больше в гидрокостюме не просидишь. Сезон у нас с марта по ноябрь, как лёд появляется - прекращаем. Лучшее время для подводников - осень, тогда и воздух, и вода удивительно прозрачны. Естественно, мы руководствуемся и правилами рыболовства для северо-западного бассейна. В них, как и в правилах для охотников, чётко расписано, кого и когда можно добывать, кого нельзя, указаны время и места нереста для тех или иных рыб. Перед заходом в воду мы учитываем давление воздуха, ветер, течения. Есть и специальные журналы охоты.

- Выезд на подводную охоту - сложное мероприятие? Много человек задействовано?
- Обычно вдвоём с товарищем ездим. Для меня это оптимально, друг друга подстраховываем, работаем в связке, чтобы в случае опасности прийти на помощь. Хоть мы глубже трёх метров и не погружаемся, но на любой глубине надо быть осторожным.
- Какие-то приметы есть у вас? Может, некоторые места считаются несчастливыми? Не могу не спросить про русалок, водяных и «бездонные озёра». Видели?
- Примета у нас одна - в воду заходить только трезвым. Даже кружечка пива или бокал вина - строгий ограничитель. Сразу - стоп. Легко потерять ориентацию под водой, захлебнуться, в сетях запутаться. Русалок или водяных не встречали, не верю в них. Бездонные озёра - миф. Его легко объяснить - за дно часто принимают плотный ковёр подводной растительности. Человек идёт по нему, думая, что ступает по дну, а потом растения рвутся, и кажется, что дна у озера нет. В такое озеро если заходишь, сразу на живот ложишься - и вплавь. Пока все мифы, которые слышали, мифами и остаются. Всё страшное, что случалось с нами, имеет вполне материалистическое объяснение. Например, однажды вместо рыбы чуть не подстрелил бобра. Успел вовремя понять и ретироваться. Это ведь мы пришли к нему, на его территорию, и мне проще сесть в машину и проехать несколько сотен метров, чем вступать в конфликт с прирождённым пловцом, весом 30-40 килограммов, да ещё и вооружённым клыками и когтями.
- Желание посетить зарубежные водоёмы, поохотиться в тёплых морях - есть?
- У нас в области где-то 3 400 озёр плюс реки, я еще их все не исследовал. А в «ближнем зарубежье» подводный климат такой же, как у нас. Поэтому подобных мыслей, о «не наших морях» пока не было.
- Подводная охота - это больше развлечение, или на столе её результат тоже ощущается?
- Конечно, ощущается. Считаю, что у нас пока недооценена речная рыба. Много страшилок и про то, что она паразитами заражена. Но тут надо соблюдать определённые алгоритмы, не экспериментировать при готовке. Основные методы - варка, копчение, жарка. Уха и котлеты. Никаких суши из речной рыбы, нельзя есть её сырой. Я очень люблю готовить то, что поймал, например, ершей. Говорят, они маленькие, и их неудобно готовить. Так те же шпроты - тоже маленькие, и ничего...
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
province@pskovline.ru