
Кирилл Шляц, командир поискового отряда Невельского района «Патриот-60» встречает журналистов у железнодорожной насыпи и уводит вглубь леса. Сюда не добраться даже на тракторе или «Бухамере», как называют свой «УАЗ-буханку» поисковики - только пешком. Техника бы помогла: из глиняной ямы нужно вытащить несколько центнеров - «сердце летающего танка», двигатель Ил-2.
Ещё в феврале Невельские поисковики во главе с Кириллом нашли боевую машину. В 43-м здесь было поле, осколки разлетелись от удара о землю и были собраны местными жителями - алюминий. О судьбе экипажа известно следующее: воздушный стрелок Николай Слепченко - восемнадцатилетний парнишка - погиб при крушении. Лётчик - Михаил Аккалаев - выжил и попал в немецкий плен. 21-лет -него уроженца Северной Осетии отправили в лагерь в Мюнхене, где пытали, чтобы убедить сесть за штурвал немецкого самолёта. Тот в ответ дважды пробовал бежать, наносил себе различные увечья, лишь бы не сдаться врагу. В 1944 году его освободили союзные войска, до 1946-го летчик проходил спецпро-верку, затем вернулся домой. Уже в 50-х умер, когда смотрел фильм о войне: раны на теле зажили, а вот в душе - нет, и его просто парализовало.
- Решили поднимать двигатель во время «Вахты памяти», - отмечает Кирилл Шляц. - Потому что у нас элементарно не хватило бы опыта, сил. Здесь представители отрядов из Свердловской, Брянской, Челябинской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов страны. Приехали люди, имеющие богатый опыт. Для нас это первый самолёт, мы не имели представления, как это сделать, что предпринять. А наши опытные коллеги знают, какое оборудование поставить. Всё упростилось, сэкономили время.
Над уже раскопанной ямой стоит самодельная тренога. Она опирается на «фундамент» из сбитых брёвен, с её вершины к двигателю тянутся цепи, объединённые в систему лебёдок. Вместе с молодыми псковскими поисковиками здесь несколько опытных мужчин: они и командуют операцией. Рядом детишки - будущее поискового движения.
- Красавица, отойди от ямы, - просит девочку Андрей Турчак. Губернатор региона тоже здесь, повинуется просьбам мужчин в камуфляже не подходить близко к краю ямы и - заодно - не пускает к ней детей. Ему предлагают взяться за цепь, когда двигатель уже почти наверху, но он отказывается: «Не люблю показухи, что-нибудь покопать лопатой - смогу».
«Движок» с трудом вытаскивают, закрывают яму брёвнами, и опускают уже на них. Моют под напором болотной воды, поисковики с нетерпением ждут. Наконец, собираются кучей-малой вокруг: трогают металл, фотографируют.
Терпение, наверное, заканчивается и у семей экипажа Ил-2. Возле штурмовика нашли останки Николая Слепченко. Их вместе с медалью, наградным листом передадут его семье из Новошахтинска Ростовской области. Администрации регионов договариваются, чтобы билеты и проживание в Пскове для родных оплатили государственные власти. Дочь лётчика тоже планирует приехать на церемонию. Ей отдадут педали, которыми управлялись закрылки самолёта. На них давил отец...
- По поводу двигателя ведутся переговоры с Себежским музеем, но в какой конкретно передадим, точно сказать не можем. Невельский музей не примет его по техническим особенностям, - пояснил командир « Патриота-60».
Павел ДМИТРИЕВ?
dpa@province-pskov.ru
Фото автора.