
Резонансные расследования деятельности московского приюта «ЭКО Вешняки» и юные хабаровские живодерки всколыхнули общество и заставили задуматься о том, что «нелюди» встречаются в нашем мире не так уж и редко и что-то недоброе происходит с самой человеческой природой, коль немыслимое становится хроникой.
Наш светлый, маленький, словно застывший во времени провинциальный Псков, увы, не кладезь человеческих добродетелей. Здесь тоже периодически проявляют себя «догхантеры», в честном русском переводе - убийцы собак, и встречаются увечные животные, пострадавшие от рук человеческих. Противостоять этому, отстоять свое право называться человеком, образом и подобием Божьим, просто словами - недостаточно, суть проявляется в делах.
И с этим псковским бездомным собакам и всем горожанам очень повезло - вот уже второй год, как у них появился «Шанс» - автономная некоммерческая зоозащитная организация (АНЗО «Шанс»). Тот самый шанс, благодаря которому отлов бездомных животных в нашем городе доверен зоозащитникам, умеющим ценить и собачью жизнь, и обманутую человеком преданность. Организация занимается отловом, содержанием, лечением и стерилизацией животных, а также пристраивает их в семьи.
СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ
Сюда можно прийти в любой день, чтобы познакомиться и пообщаться с собаками, подкормить их, вывести на прогулку или просто погладить. Приветствуется поддержка кормами и крупами, готовность помочь по хозяйству: сейчас, к примеру, надо строить и утеплять будки и новые вольеры - собак много, а впереди зима.
Первое, что замечаешь, входя на собачью территорию - бесконечно разнообразный спектр чувств в глазах бесхозной стаи: и радость, и надежда, и любовь, и недоверие, и абсолютная преданность, и... Все просто не уловить, потому как не сосредоточиться: часть собак вьются прямо у ног, выражая готовность к общению и надежду на свою порцию ласки. У них, проверенных в своей социализации и допущенных первыми встречать посетителей, тоже разные глаза, и есть в них и боль, и недоверие, и горький опыт. Кто-то легко, с привычной готовностью подставляет голову под руку в ожидании ласки, кто-то настороженно сторонится, ожидая первых действий и решая, стоит ли приближаться, хоть и очень хочется.
Я треплю мохнатую шерсть и вижу улыбку. Распрямляюсь, и тут моего плеча легко касается лапа вставшего на задние пса: еще одна хитрая рыжая морда доверчиво просит ласки. Смотрю, и сердце сжимается от стыда и боли: второй передней лапы у пса нет. Но он, покалеченный человеком, готов любить и бороться за внимание первой встречной. Вспоминается притча о том, что человек живет на земле дольше животных потому, что он должен научиться любить, а они это уже умеют. Умеют любить и прощать.
Мне никогда не забыть глаз пса, случайно оказавшегося в нашей семье. На тот момент он жил у нас третий месяц, и стал родным. И тут во время прогулки я решила заглянуть в магазин и оставила двух собак, привязав к кованой решетке. Через пять минут меня встречали простецкая щенячья радость домашнего питомца и обреченная пустота «Снова бросили» - в глазах «новенького», познавшего опыт предательства. Уже состарился и ушел из жизни - «за радугу», как говорят «собачники» - и преемник того пса, но этот взгляд четко врезался в мою память. Не боль, но - безысходность, словно ломается картина мира и приходит непонимание, как жить и дышать дальше. Так выглядит предательство.
У питомцев «Шанса» встречаются такие глаза. Домыслю, что это бывшие домашние собаки. Много просто недоверчивых, обособленных, не обращающих на людей внимания, явно пришедших с улицы. Выделяется статью светлая тройка «близняшек» - Вуди, Норис и Дашка, на деле из них только двое - из одного помета. Есть еще вторая тройка пегих - эти родились на улице у одной мамы. Есть старые, больные, покалеченные, больше молодых и сильных.
В ГОСТЯХ У «ШАНСА»
Руководитель «Шанса» Мария Величко знает, похоже, историю и особенности каждого пса, рассказывает, что забирать с улиц приходится, как правило, по звонкам горожан, которых пугает соседство с беспризорными «друзьями человека». Впрочем, иногда предполагается не постоянная изоляция собак: у некоторых из них есть « опекуны» на местах, которые готовы подкармливать и заботиться, но в дом по разным причинам не берут. Иногда они обращаются в «Шанс» с просьбой стерилизовать собаку во избежание потомства и «свадебного ажиотажа» и вернуть под опеку - привыкли, мол, жильцы к «дворовой псине».
Вариант, конечно, средненький, но если пес не агрессивный, накормленный и под присмотром - почему нет? В приюте и так в полтора раза больше собак, чем возможно содержать на бюджетные деньги: 120 вместо 8о-ти. Возвращаясь в знакомую среду после операции и реабилитационного периода в «Шансе», такой пес не увеличит беспризорного поголовья, станет спокойнее и серьгой-чипом на ухе сообщит окружающим, что бояться его не стоит, социализирован и взят на поруки.
К слову, специалисты «Шанса» рекомендуют и владельцам домашних животных прибегать к процедурам стерилизации и кастрации, причем аргументируют это продлением жизни и большей устойчивостью психики. Но, главное, по их мнению, что животное останется без потомства, которое в любом случае усугубляет проблему наличия бесхозных животных. Сердобольные хозяева, возможно, щеночков и пристроят, но кто-то и на улицу выбросит. Но даже пристроенные щенки, по мнению «Шанса», не лучший выход, потому как «крадут» шансы на «усыновление» беспризорных животных. Мрачно, но логично.
В среднем, по подсчетам Марии Величко, в приюте собаки находятся порядка 8 месяцев - от вылова до пристройки. Всего за два года жизни организации обрели семьи 200 собак - про-стерилизованные, привитые и подлеченные, чипирован-ные. Безопасное будущее собаки в семье обеспечивается условиями подписываемого с организацией договора и обязательствами владельца. Договор подписывается только с совершеннолетними, вменяемыми людьми при предъявлении паспорта. Согласно правилам, в «усыновлении» собаки сотрудники «Шанса» могут отказать без объяснения причины, по малейшему подозрению в неблагонадежности или недоброжелательности клиента.
Эту ситуацию мы рассматриваем особо, памятуя свежие резонансные факты издевательств над животными. Мария поясняет, что перед пристройкой собак будущие владельцы, как правило, сначала гуляют с ними и как-то проявляют себя. Всех пристраиваемых собак сотрудники приюта некоторое время наблюдают. В договоре есть пункт для хозяина о возможности вернуть животное.
НУЖНА ПОМОЩЬ
В штате организации - три человека, ухаживающих за животными, ловец, ветеринар и ассистент ветеринара. Зарплаты у всех почти минимальные, зато работы каждый день - непочатый край. Чтобы раз накормить всех собак - надо сварить 120 кг каши, второе кормление - 20 килограммов сухого корма. А еще убрать, выгулять всех по очереди, с учетом стайных нравов и личностной совместимости кобелей-лидеров, да так, чтобы никого не оставить обойденным. У ветеринара и ассистента заботы о пациентах тоже - на целый день, благо волонтеры помогают.
Настя Михайлова, к примеру, хоть и учится в выпускном классе, в приюте бывает очень часто, поступать готовится - на ветеринарию. Дома ее ждут породистый, похожий на белое облако самоед, и кошка, а здесь она ассистирует на операциях, ухаживает за больными животными, проводит вакцинацию и антигель-минтную профилактику.
Елена Балыкова и ее клуб «Юный кинолог» - незаменимые помощники «Шанса» в вопросе социализации собак, выгуливают их, обучают основным командам и бытовому поведению.
Одна из организаторов «Шанса», директор и бухгалтер Мария Величко, в приюте - бесплатный субботний волонтер, потому как в обычной жизни - руководитель отдела строительной фирмы, мать и жена. На мой вопрос, как семья принимает абсолютную занятость прекрасной половины, Мария грустно улыбается: «Понимают и терпят, знают, что важным делом занимаюсь». Аналогичная ситуация и у подруг - тоже идеологов, организаторов и волонтеров - Анжелики Денисенко и Ларисы Ильиной.
Сейчас много проблем решать надо: будки утеплять, вольеры новые строить. Корма все время нужны, каждый день - рис, гречка, перловка, макароны, сухой корм. Муниципальный контракт давно выполнен, а люди звонят, но им же нельзя отказать, вот и приходится думать, на какие средства содержать всех. По контракту выделяется 40 рублей в день на собаку, это - минимально, причем только на расчетное число питомцев, то есть чуть более, чем на половину собак. Нужда постоянная. Волонтеры много общаются, дружат, обмениваются опытом, а порой и собаками с коллегами из других городов, из Белоруссии, Эстонии, и видят, насколько хорошо иметь постоянных спонсоров, шефские предприятия.
В городах, где приюты работают в полную силу, проблемы уличных животных нет. То есть нет вообще! Соответственно, и народ не раздражается при виде собак, и догхантерам неоткуда взяться. Нам до этого еще выживать и расти. Но, если вы помните, сколько стай было в городе еще пару лет назад, можно сказать, что первые успехи уже заметны.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото Ивана ЧУЛКОВА.
А это законно иметь в штате одиннадцатиклассницу, как ассистента ветеринара?Т.е. она и зарплату получает?
Успокойся,юля,законно)))Не переживай ты так)))
Где написано, что Настя в штате и получает зарплату? А помощи при операциях - масса. И инструмент помыть и обжечь и кошку подержать-принять-отдать. Умерьте свою фантазию.
Пудель-Юля как всегда с глистами в голове, как всегда с бутылкой в обнимку... Уже отмечаешь День народного единства? или перед митингом согреваешься?
Боже,какой неадекват, злые людишки,псарня и только.
О!!! Как все тут без юльки распустились.Сейчас она рюмочку примет,зуб ядовитый наточит и вмажет вам грешным.Сама-то она "святая",никаких грехов не было,нет и не будет в будущем.А ещё это уникальный человек,читающий между строк,видящий,то чего нет,собирающий все сплетни и слухи,окрашивающий их в любые цвета по своему разумению))) Куда вам всем до неё-" лучший человек мира",только она знает как надо..куда..зачем ...да и вообще знает ВСЁ!!!
Что за ТП мерзкие собрались в коментах под такой светлой статьёй?