
Художница живет в Таллине, окончила Эстонскую академию художеств. Сегодня Вийве Ноор - художественный эксперт в Таллинском Центре детской литературы, сопровождает и курирует выставки эстонских художников-графиков. Ее работы представлены в музеях и частных собраниях многих стран мира. Псковскому зрителю Вийве Ноор известна как великолепный иллюстратор детских книг. Выставки книжной графики с ее участием проходили в предыдущие годы в Псковском музее-заповеднике и Псковской городской центральной библиотечной системе.
Новая выставка - «Дерево любви» - открывает псковичам иную грань таланта художника. В Эстонии эта выставка вызвала легкий шок. Дело в том, что почитатели таланта Вийве Ноор привыкли к добрым радужным иллюстрациям, детской мягкой эстетике. А здесь подобраны работы для взрослых, переживших муки любви, красивые, но с мрачной и страстной символикой. Вырванное сердце, причем изображенное детально (автор спокойно любуется несовместимой с жизнью болью), хорошо иллюстрирует происходящее на этой выставке. Незаметно как, но хитрый и где-то задорный волк захватил сердце героини и теперь убегает с ним с горящими глазами (а она стоит как ни в чем не бывало). Сердцееда я заметила в последнюю очередь на картине «Красная Шапочка. Навеки ваша». Это уже после торжественного открытия, когда во второй раз вникала в суть работ.
А, прежде всего, обратили на себя внимание любимые мотивы художника: женские обнаженные фигуры с изломами рук, пышные юбки, высокие прически, декоративные вариации цветов, и, конечно же, деревья и кусты любви, произрастающие, оказывается, из сплетений кровеносных сосудов в области сердца. С первого знакомства с графическими листами сознание захватили эти необычные, странные образы. Повеяло противоречиями, как в «последнем большом стиле». Свою стихию любви, таинственности Вийве Ноор выразила изысканной пластикой и декоративностью, созвучными флореальному течению «стиля модерн», а также японской графике. Высокий интеллектуализм позволяет ей переосмыслить опыт западно-европейских художников, синтезировать его с наследием художников Японии и других стран. Каждая графическая композиция - отдельный мир. Но героиня, похоже, одна и та же - сама художница. И если в детских иллюстрациях она изображает себя милой доброй рыжеволосой девушкой, то нынешняя выставка - дело другое. Что обратило внимание на программной картине «Дерево любви»? Красное излучение из области сердца сказочной женщины-принцессы образует крону дерева. И эта красная линия переливается из картины в картину. Эмоциональные смысловые потоки уравновешиваются безупречно точными композициями, изысканными орнаментами, статичностью форм. В итоге у зрителя складывается положительное впечатление о происходящих метаморфозах героини. Романтичности обстановки вторят разнообразные вымышленные и настоящие цветы, птицы, волны. Изысканность произведениям придает особое сочетание цветов - черно-серого и бежево-желтого. Если говорить о технике (выяснилось, что она называется «жикле»), работы создаются различными материалами, включая тушь, ручку, краску, после чего с оригинала снимается скан и печатается на высокотехнологичном очень дорогом принтере.
В своем послании к псковским зрителям, зачитанном на вернисаже, Вийве Ноор характеризует светлую сторону любви: «Прекрасное своей непередава-емостью и вечное в своих мечтах дерево любви».
Ирина СЕРГЕЕВА.