
«Точкой внимания» стала станция Сущёво в Б-жаницком районе. Её планируют превратить в своего рода железнодорожный вокзал для посёлка Пушкинские Горы и музея-заповедника «Михайловское». По задумке «Псковавтотранса» здесь расположится большой транспортно-пересадочный пункт (ТПП) и организована мультимодальная перевозка пассажиров. Для этого от Сущёво в Святогорье пойдёт новый автобусный маршрут, расписание которого уже согласовано с железнодорожным — чтобы свести время ожидания пассажиров на станции к минимуму. Более того, единый железнодорожно-автобусный билет до Пушкинских Гор станет и входным билетом в музей — заповедник «Михайловское» для поддержки проекта готов предоставить его пользователям такой бонус.
И хотя может показаться, что расчёт у организаторов ТПП в Сущёво в первую голову сделан для удобства, а значит — привлечения в регион туристов, в чистом выигрыше оказывается, прежде всего, местное население - несмотря на то, что сегодня через малоромантический «полуосвещённый полустанок» проходит множество поездов дальнего следования. «На связи» не только несколько регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Калининград, Петрозаводск), но и Европа. Прежде всего, конечно, это Белоруссия (Минск, Гродно, Гомель, Витебск), Латвия (Рига, Резекне) и Литва (Вильнюс). Поезд в Кишинёв следует через Украину (Винница, Житомир), три вагона беспересадочно везут пассажиров в Варшаву, в Вену, в Прагу. Многие составы при этом в Сущёво не останавливаются, другие стоят минуту-две. И станция при мощнейшем потенциале остаётся типичным « медвежьим углом». Есть надежда, что «Поезд в Пушкинские Горы» привезёт сюда лучшую жизнь.
Ещё один грандиозный плюс ТПП — вокзал теперь будет работать по принципу единого информационного окна. То есть, здесь можно будет купить билеты на любой вид транспорта, по любому маршруту и на любое число (сейчас жителям Себежского, Пушкиногорского, да и других районов для этого нужно ехать в Псков). Здесь же, кроме прочего, можно будет не просто узнать, как добраться до того или иного населённого пункта, но и уточнить, с какими, например, достопримечательностями там можно познакомиться.
В Псковской области уже начали работать два подобных пересадочных пункта — в Плюссе и в Идрице. Ещё порядка десяти таких «узлов» планируется организовать в ближайшее время, рассказывает генеральный директор ГППО «Псковавтотранс» Александр Питиримов. И приводит не просто грустную — ошеломляющую статистику: за последние четверть века в Псковской области было закрыто и ликвидировано 35 автостанций: «Дошло уже до абсурда — к этому стали относиться, как к должному. В 2013 году без автобусного сообщения остался большой посёлок Ямм, в 2014 — районный центр, Плюсса». Чтобы уехать, люди вынуждены были выходить на трассу, стоять на остановке — считай под открытым небом, в любую погоду на всех ветрах — и надеяться, что мимо пройдёт автобус, что там будет место, что водитель остановится, чтобы подобрать пассажиров...
Александр Владимирович перечисляет населённые пункты, где планируют создать новые ТПП. Кунья: железнодорожный вокзал здесь действующий, а автостанция, ещё советских времён постройки, с удобными площадками, разворотами, закрыта. Невель: работает большой, хорошо отремонтированный вокзал, автостанция расположена в 400 метрах от него, зал и касса занимают часть старинного, 1900 года, здания и отапливаются буржуйками. Пыталово: железнодорожного сообщения нет, ни пригородного, ни дальнего, вокзал закрыт, а автостанция в упадочном состоянии, нужно закрывать или капитально отремонтировать (ТПП здесь намерены организовать на базе железнодорожного вокзала, ориентировочно в этом ноябре). Пустошка: автовокзал здесь — одно только слово, а на самом деле — сараюшка 1960-х годов постройки, поставлена была как временная, на пятилетку, простояла двенадцать пятилеток. Красногородск, Старый Изборск, Струги Красные.
Первоочередной сущёвско-пушкиногорский проект, по словам Александра Питиримова, готов где-то на 90% и в пилотном варианте может быть запущен в течение месяца, при этом не потребует капитальных вложений. Необходимые договорённости с железнодорожниками достигнуты, перевозчики также готовы к работе. Здание вокзала отремонтировано силами РЖД. Станция, правда, не достаточно освещена, и пока «на нуле» её так называемое информационное наполнение — всё исчерпывается объявлениями, чуть ли не написанными от руки. Но это как раз то, что можно исправить достаточно быстро.
Возможно, в ходе реализации этого проекта удастся хотя бы частично решить и проблему с автобусными маршрутами в Пушкинских Горах, где общественного транспорта до сих пор нет — кроме такси, цены на которые в сезон чуть ли не выше московских, то есть запредельные. «Музей неоднократно в течение последних десятилетий (!) поднимал вопрос об организации маршрутов по районному центру и до Михайловского, Петровского, Тригорского, которые расположены в 5, 7 и 9 километрах от посёлка соответственно, — рассказал директор заповедника Георгий Василевич, — но в ответ мы неизменно слышали, что такие маршруты нерентабельны». Вице-губернатор Александр Кузнецов заверил, что этот нюанс также нужно прорабатывать и решать в рамках нового проекта, который областная Администрация безоговорочно поддерживает.
Безоговорочно поддерживают «Поезд.» и потенциальные его пассажиры.
Алина ЕГОРОВА.