
НЕ ПРОСТО ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ
Перед вами, уважаемые читатели - первый номер «Псковской провинции». Под этим названием 30 ноября 2001 года вышла преемница «Крестьянской жизни». По сути это было не переименование газеты, а старт нового проекта. Была установлена планка, поставлены задачи, признаться, достаточно амбициозные. Предложение возглавить мне в качестве главного редактора «Псковскую провинцию» можно назвать забавным. Вечером позвонил Володя Васильев (его уже нет среди нас), тогда он был главным редактором «Новостей Пскова», и сказал: «Вышел на меня глава Псковского района Сукманов. Они ищут главного редактора на новый проект газеты. Крепкого, непьющего мужика, профессионала. Я ему сказал - есть такой. Но...баба. Соглашайся». Я посмеялась, а через две недели и вправду согласилась.
И начался этот пятнадцатилетний отрезок жизни - трудной, противоречивой, когда один день казался чуть ли не абсолютным счастьем, а другой начинался с мысли «господи, почему ты меня не остановил, когда я соглашалась» и заканчивался твёрдым намерением написать завтра утром заявление на увольнение. Если бы не Вячеслав Васильевич Сукманов, так бы оно и случилось. Но он был удивительным человеком. И политиком. Со стопроцентной перспективой. Это было очевидно для всех, да и сам он верил в своё будущее. У него была одна особенность, которую я заметила не сразу: глаза разного цвета - один почти чёрный, а другой - голубой. Когда он увидел, что я это разглядела, засмеялся: «Мне цыганка нагадала политическую карьеру и сказала, что разный цвет глаз - как раз примета». Посмотреть бы в глаза той цыганке... Ведь через два года его не стало. На Рождество. Внезапно. Сердце остановилось. Чудовищно несправедливо. И просто нереально.
Почему в юбилей выхода «Псковской провинции» я в первую очередь вспоминаю Вячеслава Васильевича? Потому что основатель газеты - он. И без него её не было бы. И ещё мне иногда кажется, что он до сих пор её оберегает.
СНАЧАЛА ЕЁ УКРАЛИ...
С июля по октябрь 2001 года была проделана большая административная работа. Собрана, оформлена, подписана у всех ответственных людей необходимая документация. Направлена в Северо-Западное окружное межрегиональное территориальное управление Министерства российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в Санкт-Петербург. И вот через месяц после этого, счастливая я шла не спеша по Садовой с пакетом документов о перерегистрации газеты в сумке через плечо. На редкость ясный для Санкт-Петербурга осенний день. Многолюдная Садовая. Уличная торговля. Остановилась у лотка на минутку. И почти сразу увидела глаза девушки - продавца. Она как будто хотела что-то сказать, но не могла? А когда смогла - было поздно. На боку моей сумки красовался длинный тонкий разрез. Я открыла сумку и не нашла в ней ни кошелька, ни косметички, но главное - пакета с документами. Увидев выражение моего лица, продавец спросила: «Много денег-то было? Я заметила девушку, которая прижималась к вашей сумке, но не могла сказать. Мне же здесь работать». А на мой ответ, что главное, что пропало, не деньги, успокоила: «А вы пройдитесь по ближайшим урнам. Карманники обычно деньги забирают, а кошелёк и всё им не нужное - выбрасывают». Пакет с документами я нашла в пятой от места происшествия урне. Даже не надорванным.
ОДИНОКИЙ БАРСИК
Газета была зарегистрирована. И мы начали готовить первый выпуск. Времени было мало. Опыта и умения - того меньше. Ведь начинали буквально с чистого листа. Достаточно сказать, что первые два компьютера администрация района подарила нам 2 октября (кстати, в день моего рождения). Нужно было продумать концепцию, шаблон газеты, дизайн. От нас ждали громкой заявки. С обязанностями ответственного секретаря мужественно согласилась Людмила Костыгова. Нужно сказать, что я принципиально не стала набирать новую команду, а продолжала работать с коллективом «Крестьянской жизни», и это, как теперь понимаю, было правильно.
Мы с Людмилой начали думать над дизайном. Лучшим вариантом сочли его заказать. Тем более, что у меня на примете был специалист. Проверенный на другой газете. Пригласили, обсудили задачу, пришли к единому мнению, и парень приступил к работе. Прошла неделя. Ещё одна. Попросила, как говорится, отчитаться о проделанной работе. Приехал. Рассказал. Начертил. Показал то, что должно было стать фишками дизайна. Заверил, что завтра будем верстать. Завтра - был крайний день. И он начался. Мы с Людмилой занимались материалами. К полудню забеспокоились: нужно было начинать вёрстку, а по компьютерному полю первой полосы по-прежнему в одиночестве бойко бегал маленький чёрный барсик (одна из «фишек» дизайна), почему-то всё настойчивее напоминающий мне чертёнка. Потребовали конкретики. Специалист согласился, что пора, вот только покурит. Курил долго. Пошла поглядеть (тогда курили прямо в вестибюле Дома печати). Дизайнер сидел на корточках, в некой характерной позе. Запретила себе подозревать, но тут же наткнулась взглядом на сигарету: «беломорканарина» была как-то странно заломлена под углом. Попросила Сергея Иванова, сотрудника нашей газеты, развеять мои сомнения. Он пошёл, посмотрел и... сомнения подтвердил. Идея с эксклюзивным дизайном рухнула. Попрощалась со специалистом. Сели с Людмилой перед чистым экраном компьютера с одиноким барсиком и дружно заревели.
В БЛИКАХ ТЕЛЕКАМЕР
Всласть пореветь не удалось. Времени не было. Нужно было делать и дизайн, и газету. Мы знали, что на утро (тогда газета печаталась ночью в областной типографии) намечена презентация свежего номера. Отступать было некогда, да и некуда. В конце концов, что-то получилось, и это что-то сдали в печать. Мне кажется, в ту ночь мы даже не уезжали домой. А когда утром получили газету, всплакнули ещё раз, представив какой «фурор» произведёт это произведение на нашем медийном рынке.
Такими похожими, с красными носами и узкими глазами, нас с Людмилой настигли утренние гости. Приехали представители района. Сукманов привёз телевизионщиков и огромный букет цветов. Попросил меня взять газету в руки. Для съёмки. Газету брать патологически не хотелось. Сукманов это видел и очень её хвалил. Я тоже что-то говорила в микрофон. Правда, не о новом выпуске, а о коллективе газеты.
НА РАССТОЯНИИ.
А ведь прав был Есенин, что «большое видится на расстоянье». Сегодня я особым чувством держу в руках первый выпуск «Псковской провинции». И вглядываюсь в фотографии, в поздравительную открытку Александра Стройло (на первой полосе). Читаю поздравления коллег, обращение к читателям Главы Псковского района Вячеслава Сукманова и мою первую редакторскую колонку. И ловлю себя на мысли, что и сегодня подпишусь под каждым словом. Пятнадцать лет мы идём выбранной тогда дорогой. Менялся тираж, дизайн, территория распространения (теперь уже вся Псковская область), методы работы, авторы, но оставалось главное - добрая газета для людей. За пятнадцать лет было столько всего и всех. Всего - нового, характерного только для нашей газеты, эксклюзивных проектов, даже международного уровня; всех - талантливых, ярких, знаковых в нашем медиа пространстве журналистов, каждый из которых остаётся частичкой «Псковской провинции». Спасибо вам, коллеги! С праздником! Спасибо учредителям, крепко нас поддерживающим. Спасибо нашим читателям. На следующий год для своего календаря мы выбрали новый слоган «Время идёт, а мы остаёмся!»
Лилия БЫСТРОВА,
директор - главный редактор «Псковской провинции».