
Можно ли было предупредить произошедшее? Все ли продумано -предусмотрено в организации детских перевозок? Есть ли какие-то способы подстраховаться, чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем? Смерть 12 человек, 10 из которых - дети, учащиеся школьной команды по спортивной акробатике, стали болью и поводом для размышлений всей страны.
Общественная палата РФ обсуждала ситуацию в ключе возможного ужесточения норм перевозок детей. Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков по поводу трагедии заявил, что в Кремле не видят такой необходимости, важно четче следить за соблюдением уже существующих норм. Депутат Госдумы РФ и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков обратил внимание коллег на то, что разбившийся автобус с детьми даже не должны были сопровождать сотрудники ГИБДД, а о нарушении правил перевозки в данном конкретном случае говорить преждевременно, вердикт - дело следователей. Тот факт, что эскорт, полагающийся колонне детских автобусов, был включен в сопровождение единичного автобуса, свидетельствует, скорее, в пользу организаторов поездки.
Действительно, есть правила и нормативы перевозки групп детей автобусами, утвержденные постановлением Правительства №1177 от 17.12.2013г. И в каждом творческом детском коллективе и школе есть сложившаяся практика организации этих перевозок. А есть перевозчики, и среди них, увы, находятся такие, кто лавирует между общими правилами и возможностями своей устаревшей техники и ищет компромиссные решения в поиске заказов.
МАМА В СОПРОВОЖДЕНИИ
- Я больше не отпускаю свою дочь ни в какие автобусные поездки с классом, причем ханты-мансийская трагедия здесь ни при чем, все началось гораздо раньше, года три назад, - говорит Алена Сергеевна, мама современной семиклассницы. И поделилась своими опасениями. - По завершении начальной школы наш класс, точнее - все параллели отправились на базу отдыха, недалеко, автобус заказали один, чтобы он за две ходки отвез всех ребят. Мне, как члену родительского комитета, надо было еще подвезти воду и кое-какой реквизит, и я поехала вслед за автобусом на своей машине. Ехала и едва поспевала, смотрела, как старый «ПАЗик» бултыхается по ухабам проселочной дороги, норовя то в очередной поворот не вписаться, то свалиться в кювет. Лихачество или торопливость водителя тому виной - не важно, но детей так «болтало», что многим стало плохо в пути. Пришлось остановиться у лесочка, стошнило и взрослых, и детей. Увидев такое, я обогнала автобус и ехала перед ним. Медленно, заставляя сбросить скорость. К слову, другие родители, участвовавшие в выезде, на обратной дороге постарались посадить детей в свои машины. И уж, конечно, никаких ремней безопасности не было, что понятно: выбирали автобус подешевле.
К этой истории можно добавить только одно: большинство родителей остались дома и, безусловно, доверились перевозчику и людям, его нанявшим. Они так и не узнали, насколько рискованной и некомфортной оказалась поездка.
ГИБДД ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
Один из призывов, который специалисты ГИБДД направляют родителям школьников и преподавателям-руково-дителям, организующим поездки, касается надёжности перевозчика и водителя. С нарушителями лучше не связываться! Хорошо, когда у школы заключен договор фрахтования на перевозку детей при возникающей в том необходимости. Впрочем, это совет скорее практический, чем официальный. Официальные требования содержатся в указанном постановлении правительства, и за их соблюдение несет ответственность лицо, организующее перевозку, а проверяет - инспектор ДПС.
Часто школы, чтобы снять с себя ответственность, не берутся за организацию перевозок вообще, и решение поехать на каникулах с детьми, к примеру, в Санкт-Петербург, будет решением родительского комитета. Но менее «организованной» перевозка детей от этого не станет, ответственность не исчезнет. Термин «организованная перевозка детей» детализирован в Правилах дорожного движения и предполагает, что детей - восемь и более. При этом обязательно наличие знака «Дети» впереди и сзади автобуса.
Государственный инспектор отдела по связям с общественностью ГИБДД УВД г. Пскова Юлия Федорова в преддверии зимних каникул напоминает, что с 1 января 2017 года вступает в силу еще одно важнейшее требование касательно возраста автобуса для перевозки детей: он должен быть не старше 10 лет и оборудован соответственно существующим уже и сегодня требованиям: оснащение ремнями безопасности, электронным тахографом и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ GPS. Время в пути - не более 8 часов - жестко контролируется, водитель не должен уставать.
Перевозить детей можно только в дневное время суток. По букве закона - с 6 утра до 11 вечера. Это время отличается от светового дня, но это точно - время уверенного бодрствования водителей. К тому же, в правилах есть оговорка, что при доставке детей к пунктам дальнейшего следования (аэропортам, железнодорожным вокзалам) в плане ограничения по времени делается исключение.
Останавливая автобус с детьми, инспектор ГИБДД проверяет по базе данных документы водителя, может ли он быть допущен к управлению автобусом с детьми, прошел ли предрейсовый медицинский осмотр. Изучает также страховку, данные перевозчика и договор с ним, полный список пассажиров, достаточное количество сопровождающих (по одному у каждого выхода автобуса плюс медицинский работник на межгородских маршрутах). Впрочем, эту же проверку сотрудники ГИБДД проводят при отправке автобуса в рейс, потому как о намерениях детских автопутешествий местные органы внутренних дел предупреждаются за 2 дня до выезда в обязательном порядке.
НА ПРАКТИКЕ
Старший инспектор ДПС отдела ГИБДД ОМВД по Псковскому району Владислав Пономарев считает, что соблюдение имеющихся правил обеспечивает безопасную перевозку детей, главное - делать все по букве закона. К примеру, на минувшей неделе учащиеся Тямшанской гимназии ездили на экскурсию в Псков. Схема давно отработана. Машина ГИБДД Псковского района подъехала заблаговременно, инспектор проверил документы водителей, отправил в рейс. Два автобуса - но не подряд, а с получасовым перерывом.
Директор учреждения Наталья Федорова говорит, что организацией поездок может заниматься и школа, и родители. По-разному бывает, но правила едины и отработаны во всех деталях: необходимый пакет документов, взаимодействие с органами ГИБДД. В зимние каникулы поездки - скорее исключение, а вот в конце учебного года едва ли не каждый класс норовит куда-нибудь съездить. Ребятам ведь - в радость, интересно и в новых местах побывать, и знакомые достопримечательности навестить всем вместе, да еще с экскурсией, где непременно что-то новое об известном узнаешь! Методика организации поездок известна всем классным руководителям, да и количество сопровождающих, как правило, даже больше необходимого, родители всегда помогают. Отказывать детям в заслуженной радости - нельзя, надо просто все правильно организовать.
И КАЖДЫЙ ДЕНЬ....
На самом деле, конечно, не все так благостно. Потому как существуют еще в глубинках школьные автобусы, и не полностью этот автопарк обновлен новыми желтыми «ГАЗельками», есть еще и старые, безусловно, не соответствующие новым требованиям по перевозке детей. Но! В этом направлении тоже многое делается Администрацией области, автобусы для школ методично закупаются и радуют надеждами на возможные поездки не только до школы и обратно.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.