
Государственная «Концепция развития духовно-нравственных ценностей современного человека» на тот момент и в проекте никому не могла присниться, а родители (сначала - Писковской школы, затем - и всего Псковского района) пришли к необходимости повышать свой культурно-образовательный уровень, чтобы не отставать от своих детей, живо интересующихся истоками русской православной культуры. В этом году родительскому лекторию исполнилось десять лет, а он не только не исчерпал себя, но получил развитие, расширил круг участников, географии и участия во внешних мероприятиях, можно сказать - получил всероссийскую известность.
Впрочем, обо всем по порядку. А начиналось все с того, что классный руководитель 2 класса Писковской средней общеобразовательной школы Зинаида Степанова очень ответственно подошла к... истории праздников. Правда, было это в рамках внешкольной работы, но, коль все без исключения родители заявили о согласии на изучение детьми традиций православной культуры, поле для творчества оказалось без границ. Основы русской духовной традиции, питающие лучшие культурные произведения в литературе, музыке, живописи, пронизывающие историю и наполняющие глубинным смыслом народные и национальные обычаи и праздники, стали интересны детям как исконная канва жизни русского человека до начала ХХ века. Раскрывая через призму постижения новых знаний привычные праздничные обряды, по-новому знакомясь с Рождеством и Масленицей, Днем воинской славы России, Днем семьи и Пасхой, ребята стали удивлять родителей своей эрудицией в части глубинных духовных основ родной культуры.
Пожалев о знаниях, невозможных в собственном атеистическим детстве, родители тоже захотели наверстать упущенное, и по их просьбе был организован лекторий для родителей, классных руководителей, преподавателей основ православной культуры под руководством педагога дополнительного образования Центра развития творчества детей и молодежи Псковского района Нины Богдановой и насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря игумена Хрисанфа (Липилина). Работу лектория благословил митрополит Псковский и Порховский Евсевий. Постоянную поддержку и внимание к работе стал оказывать наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандрит Тихон (Секретарев).
Директор Центра Татьяна Васильева курирует и участвует в работе лектория. Рассказывает, как постепенно, приобретая известность среди педагогов и родителей района, лекторий перерос изначальные рамки и заинтересовал коллег из других школ. Сегодня вопросы духовно-нравственного воспитания в семье обозначены в числе государственных приоритетов и, отрадно понимать, что у нас на этом пути уже серьезные наработки и практический опыт.
Каким образом проходят занятия? Научный подход и методики - во главу угла, в первую очередь Управлением образования района утверждается годовой план с тематикой занятий и перечнем приглашаемых лекторов. Как правило, занятие состоит из двух частей, и светского лектора дополняет лицо духовное. Темы предлагают сами родители, преподаватели.
Из последних запомнившихся тем Татьяна Васильева вспоминает лекторий «Роль литературы в воспитании детей», ставший совместным творчеством преподавателя Псковского университета Татьяны Рыжовой и игумена Хрисанфа (Липилина). А на тему «Современный ребенок в игровой цивилизации. Игры и игрушки современных детей. Забава или пагуба» выступала очень известная московская гостья - профессор, доктор психологических наук, автор практических методик Вера Абраменкова. Не менее известный московский адвокат в области ювенальной юстиции Лариса Павлова приезжала с лекцией о правовых аспектах семейной жизни, неразрешимых проблемах и последствиях ювенальной юстиции. За годы работы лекторий стал тесно сотрудничать с Псковским государственным университетом, в частности - с кафедрой теологии, факультетом психологии.
Двадцать слушателей лектория получили сертификаты, а еще 25 - свидетельства по программе повышения квалификации «Психолого-педагогические основы семейного воспитания» при ПсковГУ. Двое из педагогов, включившихся в работу лектория, разработали свои программы по направлению и ведут занятия по православной культуре в дошкольных учреждениях, конечно же - на основании письменного согласия родителей воспитанников, этот аспект является необходимым условием в тонкой сфере духовных знаний.
Участники лектория уже традиционно принимают участие в Корнилиевских (Печоры), Глинских и Рождественских (Москва) образовательных Чтениях, выступают по обмену опытом для педагогов России.
В программе лектория практикуются выездные занятия, часто - вместе с детьми, теоретические занятия лектория проходят на базе Писковской средней школы, где гостеприимно встречают слушателей лектория директор Татьяна Поваренкина и педагогический коллектив.
Татьяна Васильева рассказывает, что опыт лектория последних лет был систематизирован и оформлен в инновационную программу, интегрирующую различные образовательные линии - православную, культурологическую, краеведческую в единое содержание, направленное на воспитание духовно-нравственных ценностей детей и родителей. Программа была представлена на областной этап Всероссийского конкурса по духовно-нравственному воспитанию «За нравственный подвиг учителя», авторы награждены дипломом 2 степени. Лекторий «Духовно-нравственное воспитание детей в семье на основе православной культуры» может быть образовательной моделью, обеспечивающей нравственную компоненту воспитания детей в традициях русской культуры, глубоких знаний и добрых, милосердных отношений между людьми.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото из архива лектория