Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:21

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №49 (9800), 14/12/2016

Нужен музей

Публикации «Псковской провинции» о мелетовских святынях получили мощный общественный резонанс. И находящиеся на грани утраты уникальные фрески XV века, и сама во многом уникальная церковь Успения Пресвятой Богородицы, и до сих пор стоящий в руинах храм Троицы Живоначальной - объекты нашего культурно-исторического наследия, которые невозможно переоценить.

 Сегодня мы публикуем материал (с некоторыми сокращениями) кандидата искусствоведения Тамары Шулаковой. Ее идея о создании в Пскове Музея фрески обоснована и правомочна и давно будоражит умы и сердца всех неравнодушных к удивительному древнему искусству храмовой росписи. Фреска, судя по имеющимся источникам, издревле была славой и гордостью псковских мастеров. Известно, что в средние века псковичей приглашали расписывать европейские храмы. Сейчас посмотреть псковские, точнее - мирожские, снетогорские и мелетовские фрески приезжают туристы со всего мира. Но особенно интересны они живописцам и ученым, поскольку дают колоссальный материал для исследований и понимания прошлого. А потому Псков может стать центром изучения фрески, и музей ему просто необходим.

СПАСТИ МЕЛЕТОВО

В ноябре 2016 года Пскову стали известны трагические выводы экспертов рабочей группы по монументальной живописи федерального Научно-методического совета при посещении храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово - мирового шедевра, выдающегося памятника псковской школы архитектуры и монументальной живописи XV в. Тональность заключений протокола выездного заседания перешла рубеж пессимизма - рискуют исчезнуть не только фрески, но и сам храм! Нельзя допустить, чтобы этот блистательный памятник, по оценкам экспертов, не уступающий наследию Микеланджело, «наша Сикстинская капелла», в котором воплотилось лучшее за все века Псковской школы искусства, - погиб от небрежения в наше время! Это на грани преступления. Эксперты утверждают: если не предпринять решительных и скорых мер, храм с уникальными фресками рухнет через 4-5 лет.

По горькой и точной оценке председателя секции памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Научно-методического совета Л.И. Лифшица, «Гибель храма в Мелётове - это наш национальный позор!»

Среди 5 тысяч памятников древности, коими обладает Псковская земля, совершенно исключительное место, грандиозное по художественному значению и брендовой ценности занимают ансамбли древней фресковой живописи. Несколько храмов, сохранивших древние росписи, составляют нашу главную ценность, настоящее чудо и славу Пскова, и среди них - Церковь Успения Богоматери в селе Мелётово (1465г.), в 45-ти км от Пскова.

НЕВЕДОМЫЕ МИРУ И ПСКОВИЧАМ

Если обобщенно представить проблемы подлинников, то на первом месте будет именно проблема сохранности древней живописи. Вторая проблема подлинников существует одновременно с первой - это проблема доступности для посещения туристами и паломниками.

Псковские фрески так же ценны, как Акрополь с Парфеноном в Афинах, Колизей и Ватикан в Риме, Собор Богоматери и Лувр с «Моной Лизой» в Париже. Но при этом мы главные свои шедевры талантливо скрываем от людей... Фрески Снятного и Мелетова «живьем» в лучшем случае видели один раз в жизни 1-2% псковичей, не говоря уже о туристах! Большинство псковичей никогда не бывали и даже ни разу не слышали о Мелетове - главном псковском фресковом памятнике. Не в этом ли одна из причин сегодняшней катастрофы? Количество согласований и препятствий на пути отдельных энтузиастов, желающих эксклюзивно попасть в Снятный и Мелётово, может быть описано исключительно в духе родной нам русско-византийской, а также постсоветской бюрократии.

Но особо «засекреченными» для псковичей оказались фрески Довмонтова города. Они были открыты Почетным гражданином Пскова В.Д. Белецким. Отреставрированные лучшими специалистами Эрмитажа более 150 кв.м превосходной живописи XIV-XVвв., сегодня даже не экспонируются! Блистательная коллекция Довмонтовских фресок путешествовала по лучшим европейским городам, но Псков ее не видел. Фрески находятся ныне в фондах знаменитого петербургского музея, и вход туда затруднителен даже для одиночных специалистов. А на родине фресок, в Довмонтовом городе, за непрезентабельным забором до сих пор стоят сохранившиеся до сводов храмы. С их стен и были сняты фрески, которые Псков «забыл» вернуть домой. В.Д. Белецкий мечтал о том, что большая часть их вернется в Псков при условии достойного хранения и показа в экспозиции Музея фрески в Пскове, что они станут ядром коллекции музея и его гордостью.

Третья проблема подлинников - своеобразная «информационная блокада» - слабейшее положение дел в просветительской, рекламно-издательской области и особенно в деле пиара псковских фресок как главного бренда Пскова. Очевидное противоречие кроется в том, что Псков, имея уникальные памятники монументальной живописи мирового уровня, не рассказывает о них людям и почти не показывает, не имеет такой возможности. Разрешиться это противоречие должно созданием Музея фрески - полноформатного, с оригиналами и копиями, с использованием современного музейного оборудования, в старинном здании.

ПОЛНОТА ВРЕМЕН

Фрески Пскова - настоящая энциклопедия духовной жизни, глубокое и редкое по красоте «умозрение в красках». Священная история Старого и Нового Заветов вновь и вновь переживалась в каменных книгах Мирожи, Снятного, Мелётова. На пути Богоискательства мистические озарения преображали лик псковской живописи. Классическая ясность Мирожи сменилась порывистоэкспрессивной манерой Снетогорья, а Мелётово предстало как блистательный по живописной культуре, разнообразию манер и мощи замысла истинный шедевр не только псковского, но русского и мирового искусства.

Идея Музея фрески основывается на уникальной возможности Пскова представить великолепную историю монументальной живописи с древнейших времен.

- Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря относится к первой половине XII века. Фрески выполнены византийскими мастерами, приглашенными владыкой Нифонтом.

-    Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313г.) Росписи работы псковских художников, представляющие начало псковской школы.

-    Далее по времени идут фрески Довмонтова города (середина и конец 14 в.), находящиеся в Эрмитаже. Они художественно ясно свидетельствуют о становлении самобытной школы живописи, а сами церковные здания - о становлении архитектурной школы Пскова. Заметим, что 14 в. - это крайне редко встречающиеся в мире фрески.

-    Мелётовская Успенская церковь с росписями 1465 г. - шедевр зрелой псковской школы, загадка и завет потомкам от мудрых предков. Редчайший по красоте и глубине ансамбль.

-    Фрагменты росписей 16 века есть в главном Успенском пещерном храме Псково-Печерского монастыря. Фрески находятся на предалтарной стене за иконостасом и совершенно недоступны, закрыты для глаз.

-    17 - 20 вв. фресками, по свидетельству летописей, были украшены почти все храмы Пскова, и не только изнутри, но и снаружи. В 17 в. росписи были в каменных административных и жилых палатах. Традиция, видимо, никогда не умирала, так что крупные художники «серебряного века» А.В.Шусев и Н.К.Рерих возобновили ее, создав часовню св. Анастасии (на берегу Великой, рядом с вновь возведенной Ольгинской), где, вдохновленные Псковом, стилизовали и архитектуру, и живопись в древнерусском духе.

И ПСКОВ НЕ ПСКОВ

Старинный Псков стремительно уходит. Сколько церквей с замечательными росписями утрачены безвозвратно! Немного жизни остается и главным памятникам города - ансамблям храмов с фресковыми росписями. Призванные их сохранить, мы должны помнить: фрески уходят. Непонимание первоочередности проблемы может привести к непоправимым потерям; ответственность за это лежит на сегодняшнем поколении псковичей. Его созидание должно быть делом не отдаленного проблематичнобогатого будущего, а практически первоочередной, концептуально-осознанной работой.

Эта мечта всех знатоков и ценителей истинного чуда Пскова основывается на уникальной возможности нашего города представить великолепную историю монументальной живописи с древнейших времен. В отличие от большинства русских городов, да и европейских, где сохранились лишь подчас разрозненные фрагменты настенной живописи, Псков может представить энциклопедически целую картину ее развития, путь исканий особой по силе духа и искренности веры псковской культуры. А без этого музея Псков - не Псков.

Тамара ШУЛАКОВА, кандидат искусствоведения.

Оцените статью:


Комментарии

Т.В.В. - тёзка - тёзке | 26/12/2016 08:25
Концепция создания Музея фрески (идея Тамары Васильевны) поддержана виднейшими академиками СССР (!) ещё в 1988 году. Тогда и храм в Мелётове, и его фрески копировались и понемногу реставрировались (Овчинников А.). И я опять за своё: только невежество властей доводит наше бесценное достояние до разрухи - когда же наконец временщики-варяги научатся отвечать за землю, которой "взялись" управлять? Не найти ни одного памятника в городе, области, спасённого ими с "лихих 90-х"
Пахоменкова Марина Михайловна | 26/12/2016 20:17
Выросло уже не одно поколение, приученное воспринимать окружающую действительность пунктуально и поверхностно: смс,а не письмо, лента новостей, а не новости, комментарий, а не публикация - всё это подаётся в данном отрезке времени, а дальше и глубже ныне "ни к чёму" - прошло, ждём других событий. А ведь их подготовить нужно основанным на чём то. Не даром говорят ныне - Общество потребления. А когда всё закончиться, что потреблять будете?

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков