
Сегодня мы публикуем материал (с некоторыми сокращениями) кандидата искусствоведения Тамары Шулаковой. Ее идея о создании в Пскове Музея фрески обоснована и правомочна и давно будоражит умы и сердца всех неравнодушных к удивительному древнему искусству храмовой росписи. Фреска, судя по имеющимся источникам, издревле была славой и гордостью псковских мастеров. Известно, что в средние века псковичей приглашали расписывать европейские храмы. Сейчас посмотреть псковские, точнее - мирожские, снетогорские и мелетовские фрески приезжают туристы со всего мира. Но особенно интересны они живописцам и ученым, поскольку дают колоссальный материал для исследований и понимания прошлого. А потому Псков может стать центром изучения фрески, и музей ему просто необходим.

СПАСТИ МЕЛЕТОВО
В ноябре 2016 года Пскову стали известны трагические выводы экспертов рабочей группы по монументальной живописи федерального Научно-методического совета при посещении храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово - мирового шедевра, выдающегося памятника псковской школы архитектуры и монументальной живописи XV в. Тональность заключений протокола выездного заседания перешла рубеж пессимизма - рискуют исчезнуть не только фрески, но и сам храм! Нельзя допустить, чтобы этот блистательный памятник, по оценкам экспертов, не уступающий наследию Микеланджело, «наша Сикстинская капелла», в котором воплотилось лучшее за все века Псковской школы искусства, - погиб от небрежения в наше время! Это на грани преступления. Эксперты утверждают: если не предпринять решительных и скорых мер, храм с уникальными фресками рухнет через 4-5 лет.
По горькой и точной оценке председателя секции памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Научно-методического совета Л.И. Лифшица, «Гибель храма в Мелётове - это наш национальный позор!»
Среди 5 тысяч памятников древности, коими обладает Псковская земля, совершенно исключительное место, грандиозное по художественному значению и брендовой ценности занимают ансамбли древней фресковой живописи. Несколько храмов, сохранивших древние росписи, составляют нашу главную ценность, настоящее чудо и славу Пскова, и среди них - Церковь Успения Богоматери в селе Мелётово (1465г.), в 45-ти км от Пскова.
НЕВЕДОМЫЕ МИРУ И ПСКОВИЧАМ
Если обобщенно представить проблемы подлинников, то на первом месте будет именно проблема сохранности древней живописи. Вторая проблема подлинников существует одновременно с первой - это проблема доступности для посещения туристами и паломниками.
Псковские фрески так же ценны, как Акрополь с Парфеноном в Афинах, Колизей и Ватикан в Риме, Собор Богоматери и Лувр с «Моной Лизой» в Париже. Но при этом мы главные свои шедевры талантливо скрываем от людей... Фрески Снятного и Мелетова «живьем» в лучшем случае видели один раз в жизни 1-2% псковичей, не говоря уже о туристах! Большинство псковичей никогда не бывали и даже ни разу не слышали о Мелетове - главном псковском фресковом памятнике. Не в этом ли одна из причин сегодняшней катастрофы? Количество согласований и препятствий на пути отдельных энтузиастов, желающих эксклюзивно попасть в Снятный и Мелётово, может быть описано исключительно в духе родной нам русско-византийской, а также постсоветской бюрократии.
Но особо «засекреченными» для псковичей оказались фрески Довмонтова города. Они были открыты Почетным гражданином Пскова В.Д. Белецким. Отреставрированные лучшими специалистами Эрмитажа более 150 кв.м превосходной живописи XIV-XVвв., сегодня даже не экспонируются! Блистательная коллекция Довмонтовских фресок путешествовала по лучшим европейским городам, но Псков ее не видел. Фрески находятся ныне в фондах знаменитого петербургского музея, и вход туда затруднителен даже для одиночных специалистов. А на родине фресок, в Довмонтовом городе, за непрезентабельным забором до сих пор стоят сохранившиеся до сводов храмы. С их стен и были сняты фрески, которые Псков «забыл» вернуть домой. В.Д. Белецкий мечтал о том, что большая часть их вернется в Псков при условии достойного хранения и показа в экспозиции Музея фрески в Пскове, что они станут ядром коллекции музея и его гордостью.
Третья проблема подлинников - своеобразная «информационная блокада» - слабейшее положение дел в просветительской, рекламно-издательской области и особенно в деле пиара псковских фресок как главного бренда Пскова. Очевидное противоречие кроется в том, что Псков, имея уникальные памятники монументальной живописи мирового уровня, не рассказывает о них людям и почти не показывает, не имеет такой возможности. Разрешиться это противоречие должно созданием Музея фрески - полноформатного, с оригиналами и копиями, с использованием современного музейного оборудования, в старинном здании.
ПОЛНОТА ВРЕМЕН
Фрески Пскова - настоящая энциклопедия духовной жизни, глубокое и редкое по красоте «умозрение в красках». Священная история Старого и Нового Заветов вновь и вновь переживалась в каменных книгах Мирожи, Снятного, Мелётова. На пути Богоискательства мистические озарения преображали лик псковской живописи. Классическая ясность Мирожи сменилась порывистоэкспрессивной манерой Снетогорья, а Мелётово предстало как блистательный по живописной культуре, разнообразию манер и мощи замысла истинный шедевр не только псковского, но русского и мирового искусства.
Идея Музея фрески основывается на уникальной возможности Пскова представить великолепную историю монументальной живописи с древнейших времен.
- Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря относится к первой половине XII века. Фрески выполнены византийскими мастерами, приглашенными владыкой Нифонтом.
- Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313г.) Росписи работы псковских художников, представляющие начало псковской школы.
- Далее по времени идут фрески Довмонтова города (середина и конец 14 в.), находящиеся в Эрмитаже. Они художественно ясно свидетельствуют о становлении самобытной школы живописи, а сами церковные здания - о становлении архитектурной школы Пскова. Заметим, что 14 в. - это крайне редко встречающиеся в мире фрески.
- Мелётовская Успенская церковь с росписями 1465 г. - шедевр зрелой псковской школы, загадка и завет потомкам от мудрых предков. Редчайший по красоте и глубине ансамбль.
- Фрагменты росписей 16 века есть в главном Успенском пещерном храме Псково-Печерского монастыря. Фрески находятся на предалтарной стене за иконостасом и совершенно недоступны, закрыты для глаз.
- 17 - 20 вв. фресками, по свидетельству летописей, были украшены почти все храмы Пскова, и не только изнутри, но и снаружи. В 17 в. росписи были в каменных административных и жилых палатах. Традиция, видимо, никогда не умирала, так что крупные художники «серебряного века» А.В.Шусев и Н.К.Рерих возобновили ее, создав часовню св. Анастасии (на берегу Великой, рядом с вновь возведенной Ольгинской), где, вдохновленные Псковом, стилизовали и архитектуру, и живопись в древнерусском духе.
И ПСКОВ НЕ ПСКОВ
Старинный Псков стремительно уходит. Сколько церквей с замечательными росписями утрачены безвозвратно! Немного жизни остается и главным памятникам города - ансамблям храмов с фресковыми росписями. Призванные их сохранить, мы должны помнить: фрески уходят. Непонимание первоочередности проблемы может привести к непоправимым потерям; ответственность за это лежит на сегодняшнем поколении псковичей. Его созидание должно быть делом не отдаленного проблематичнобогатого будущего, а практически первоочередной, концептуально-осознанной работой.
Эта мечта всех знатоков и ценителей истинного чуда Пскова основывается на уникальной возможности нашего города представить великолепную историю монументальной живописи с древнейших времен. В отличие от большинства русских городов, да и европейских, где сохранились лишь подчас разрозненные фрагменты настенной живописи, Псков может представить энциклопедически целую картину ее развития, путь исканий особой по силе духа и искренности веры псковской культуры. А без этого музея Псков - не Псков.
Тамара ШУЛАКОВА, кандидат искусствоведения.
Концепция создания Музея фрески (идея Тамары Васильевны) поддержана виднейшими академиками СССР (!) ещё в 1988 году. Тогда и храм в Мелётове, и его фрески копировались и понемногу реставрировались (Овчинников А.). И я опять за своё: только невежество властей доводит наше бесценное достояние до разрухи - когда же наконец временщики-варяги научатся отвечать за землю, которой "взялись" управлять? Не найти ни одного памятника в городе, области, спасённого ими с "лихих 90-х"
Выросло уже не одно поколение, приученное воспринимать окружающую действительность пунктуально и поверхностно: смс,а не письмо, лента новостей, а не новости, комментарий, а не публикация - всё это подаётся в данном отрезке времени, а дальше и глубже ныне "ни к чёму" - прошло, ждём других событий. А ведь их подготовить нужно основанным на чём то. Не даром говорят ныне - Общество потребления. А когда всё закончиться, что потреблять будете?