
Предметы в школе были разными. Одни, безусловно, любимые. Другие - вроде бы нужные, но откровенно непонятные. Но были и такие, на которых даже в одиннад-цать-двенадцать лет возникала лишь одна мысль: «Что я здесь делаю?». Зачем, например, слушать лекцию о том, как включать компьютер, с обязательной оговоркой: «Не включать! Не включать, я сказала! За компьютерами будем заниматься через две недели!»? Зачем в пятидесятый раз повторять « Moscow is the capital of Russia» вместо того, чтобы выучить стандартный набор фраз, которые пригодятся при поездке в англоязычную страну для бронирования отеля и прогулки по достопримечательностям? И, кстати, не могу припомнить, чтобы неумение решить простейший интеграл заставило меня ощутить собственную неполноценность где-то, кроме кабинета математики. Зато компенсированное позднее незнание элементарных азов психологии подводило не единожды.
«САМОЕ ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ»
Натаскивание на решение тестов ЕГЭ - бич современного образования. Выпускники отлично умеют решать тесты, зато разговаривают с горем пополам, а необходимость мыслить чуть шире, выходя за рамки предложенных вариантов, застает врасплох и вызывает нешуточную панику. Мое свидетельство о сдаче ЕГЭ пылится глубоко в шкафу, и я ни разу не вспомнила про «самое главное событие, к которому нужно готовиться не меньше года», выйдя из экзаменационной аудитории. Сегодня вокруг ЕГЭ поднята настоящая истерия, для некоторых его успешная сдача превращается в смысл жизни, так как об этом твердят и в школе, и дома. А между тем, какую практическую ценность несет ЕГЭ? Что дальше делать с филигранно отточенным умением решать тесты и заполнять бланки ответов? Ведущие эксперты в области образования уже давно говорят о том, что вместо возведенной в культ подготовки к ЕГЭ гораздо полезнее было бы сосредоточиться на формировании реальных умений и навыков, которые можно будет применить на практике, во взрослой жизни.
ПОГОВОРИМ О ДУХОВНОМ
Напомню, согласно Конституции РФ, Россия является светским государством, где действует свобода совести. Формально это, разумеется, соблюдается, но если взглянуть пристальнее, то в картину откровенно не вписывается предмет под названием «Основы религиозных культур». Небольшая ремарка от претендентки на место учителя истории и обществознания в одной из школ Псковской области:
«После окончания университета я попыталась устроиться работать в школу. Сразу скажу, неудачно. Дефицита педагогов в образовательных учреждениях нет, но в одном из них мне предложили набрать недостающие до полной ставки часы за счет «Основ религиозных культур» в начальной школе. При этом завуч особо отметила, что этот предмет нужно преподавать, делая особый акцент на православие и «правильность» этого вероисповедания. На закономерный вопрос о детях, в семьях которых могут исповедовать иные религии, последовал ответ: «Россия - православное государство, пусть изучают его традиции». После этого я пообещала, что подумаю, и больше в эту школу не возвращалась».
На мой взгляд, подобный курс лучше изучать не в начальных классах, и представлять собой он должен объективный культурологический обзор разных религий, а не пропаганду одной из них. Это, вероятно, учитывалось при его разработке, но на практике все оказалось совсем иначе. В контексте недавнего предложения главы РАО убрать из школьной программы «Войну и мир» и «Преступление и наказание», якобы слишком сложные для подростков, посвятив освободившиеся часы изучению Библии, тенденция выглядит совсем пугающей.
НЕ ШКОЛА ЖИЗНИ
Вспомните, какие из знаний, полученных в школе, действительно вам пригодились? Я не говорю сейчас про базовые навыки чтения, простые математические действия и основы представления об окружающем мире. Из курса химии я помню про реакцию кислот и щелочей. На физике полезной оказалась информация о расширении нагревающихся предметов, принцип сообщающихся сосудов и проводники. Матрицы и интегралы периодически являются в страшных снах, а грамотно писать всегда неплохо получалось и без знания правил русского языка. Зато никто не научил тому, без чего сегодня и шагу ступить нельзя. Я говорю о таких вещах, как защита своих прав в спорной ситуации, например, в магазине или в медучреждении, рациональное планирование бюджета, основы тайм-менеджмента и психологии, нюансы успешного прохождения собеседования при трудоустройстве, умение избежать приобретения навязываемых продавцом товаров и услуг и многое другое. Почему на ОБЖ до сих пор рассказывают, что делать при ядерном взрыве, но при этом никто и не думает включить в программу, как защититься от мошенников, втягивающих людей в финансовые пирамиды? Почему на информатике дети, не понаслышке знакомые с компьютером с пеленок, в восьмом классе изучают Word, но не знают, как обезопасить себя от похищения персональных данных при пользовании интернетом? Почему на физкультуре от школьников либо требуют сдавать нереальные нормативы, либо позволяют спать в раздевалке и приходить без формы, но не рассказывают детям о принципах правильного питания и правилах эффективной тренировки? И этих «почему?» бесконечное множество.
Реальность такова: сначала человек тратит девять-один-надцать лет (тех самых, когда знания, умения и навыки усваиваются особенно эффективно) на изучение того, что ему, скорее всего, не пригодится, а потом вкладывает энную (и немаленькую!) сумму денег, чтобы получить действительно важную и нужную информацию, хотя при определенных усилиях и финансовых вливаниях ситуацию в сфере образования можно было бы изменить коренным образом.
Кстати, вот мнения студентов и выпускников разных факультетов педагогического вуза. Кто-то из них только-только побывал на первой практике в школе, кто-то уже успел поработать в системе образования несколько лет, а кто-то, напротив, утверждает, что никогда на это не согласится.
Иван, исторический факультет, выпускник:
- Нужно более качественное обществознание, не по учебнику, а привязанное к жизни, нормальное преподавание компьютерной грамотности, вебпрограммирования, плюс какие-то творческие занятия, причем не рисование, а что-то более интересное и развивающее. И в целом на уроках нужно больше внимания уделять развитию критического мышления. И, конечно, меньше ажиотажа вокруг ЕГЭ. А сегодня в школе, к сожалению, жизни учишься только на переменках.
Анна, филологический факультет, выпускница:
- Я считаю, в школе должен появиться предмет «Основы повседневной жизни», или что-то подобное. На этом предмете детям бы рассказывали о планировании личного и семейного бюджета, о том, как правильно оплачивать коммуналку, о правах покупателя, в общем, о тех житейских премудростях, которые многие постигают путем проб и ошибок. Кардинально бы пересмотрела программу по трудам: их нужно проводить совместно у мальчиков и девочек, учить всех держать в руках сковороду и молоток. Потому что сейчас на выходе мы получаем абсолютно беспомощных в плане элементарного ремонта девочек и не умеющих сварить яйцо мальчиков.
Дарья, исторический факультет, выпускница:
- Как мне кажется, все, что человеку нужно знать, дается в первые 9 лет обучения, поэтому в 10-11 классе должны оставаться те, кто точно идет в вуз. И система должна выглядеть примерно так: в 9 классе ты решил, что хочешь поступать в конкретный университет, заявляешь о своем желании руководству школы, для тебя выстраивают программу, предлагают индивидуальное расписание - на эти занятия ходишь обязательно, остальные по желанию. Это не только экономит время и силы, но и приучает к самостоятельности.
Александр, факультет иностранных языков, выпускник:
- Было бы неплохо ввести в школе более углубленную профориентацию, чтобы к моменту выпуска ученик имел возможность попробовать себя в выбранной им профессии и понять, действительно ли это то, чем он хочет заниматься. Еще можно, чтобы старшеклассники, как в США, могли прямо в школе пройти обучение и сдать экзамен на получение водительских прав.
Ольга, физико-математический факультет, студентка:
- В старших классах нужно нормальное профори-ентирование: с данными статистики, с выборками с сайтов поиска работы. И, кстати, необходимы адекватные занятия по половому воспитанию - не как сейчас, когда все сидят и ржут, и старшеклассники могут рассказать побольше, чем преподаватель, а именно на уровне. А то им дома не говорят, в школе не говорят, и в итоге абсолютная
безграмотность в этом вопросе.
Екатерина ЧЕРНОКОЖЕВА.
Фото mydrost.mirtesen.ru
в газете появился адекватный корреспондент.Ура!!!