Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:23

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №50 (9801), 21/12/2016

Чему не учат в школе

Школа — один из важнейших институтов современного общества. Как бы по умолчанию. Мало кто поспорит с тем, что пройти через нее должен каждый, но это лишь одна сторона вопроса. Образование, бесспорно, необходимо всем, но способна ли современная школа дать то, что по-настоящему пригодится современному человеку в реальной жизни?

Предметы в школе были разными. Одни, безусловно, любимые. Другие - вроде бы нужные, но откровенно непонятные. Но были и такие, на которых даже в одиннад-цать-двенадцать лет возникала лишь одна мысль: «Что я здесь делаю?». Зачем, например, слушать лекцию о том, как включать компьютер, с обязательной оговоркой: «Не включать! Не включать, я сказала! За компьютерами будем заниматься через две недели!»? Зачем в пятидесятый раз повторять « Moscow is the capital of Russia» вместо того, чтобы выучить стандартный набор фраз, которые пригодятся при поездке в англоязычную страну для бронирования отеля и прогулки по достопримечательностям? И, кстати, не могу припомнить, чтобы неумение решить простейший интеграл заставило меня ощутить собственную неполноценность где-то, кроме кабинета математики. Зато компенсированное позднее незнание элементарных азов психологии подводило не единожды.

«САМОЕ ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ»

Натаскивание на решение тестов ЕГЭ - бич современного образования. Выпускники отлично умеют решать тесты, зато разговаривают с горем пополам, а необходимость мыслить чуть шире, выходя за рамки предложенных вариантов, застает врасплох и вызывает нешуточную панику. Мое свидетельство о сдаче ЕГЭ пылится глубоко в шкафу, и я ни разу не вспомнила про «самое главное событие, к которому нужно готовиться не меньше года», выйдя из экзаменационной аудитории. Сегодня вокруг ЕГЭ поднята настоящая истерия, для некоторых его успешная сдача превращается в смысл жизни, так как об этом твердят и в школе, и дома. А между тем, какую практическую ценность несет ЕГЭ? Что дальше делать с филигранно отточенным умением решать тесты и заполнять бланки ответов? Ведущие эксперты в области образования уже давно говорят о том, что вместо возведенной в культ подготовки к ЕГЭ гораздо полезнее было бы сосредоточиться на формировании реальных умений и навыков, которые можно будет применить на практике, во взрослой жизни.

ПОГОВОРИМ О ДУХОВНОМ

Напомню, согласно Конституции РФ, Россия является светским государством, где действует свобода совести. Формально это, разумеется, соблюдается, но если взглянуть пристальнее, то в картину откровенно не вписывается предмет под названием «Основы религиозных культур». Небольшая ремарка от претендентки на место учителя истории и обществознания в одной из школ Псковской области:

«После окончания университета я попыталась устроиться работать в школу. Сразу скажу, неудачно. Дефицита педагогов в образовательных учреждениях нет, но в одном из них мне предложили набрать недостающие до полной ставки часы за счет «Основ религиозных культур» в начальной школе. При этом завуч особо отметила, что этот предмет нужно преподавать, делая особый акцент на православие и «правильность» этого вероисповедания. На закономерный вопрос о детях, в семьях которых могут исповедовать иные религии, последовал ответ: «Россия - православное государство, пусть изучают его традиции». После этого я пообещала, что подумаю, и больше в эту школу не возвращалась».

На мой взгляд, подобный курс лучше изучать не в начальных классах, и представлять собой он должен объективный культурологический обзор разных религий, а не пропаганду одной из них. Это, вероятно, учитывалось при его разработке, но на практике все оказалось совсем иначе. В контексте недавнего предложения главы РАО убрать из школьной программы «Войну и мир» и «Преступление и наказание», якобы слишком сложные для подростков, посвятив освободившиеся часы изучению Библии, тенденция выглядит совсем пугающей.

НЕ ШКОЛА ЖИЗНИ


Вспомните, какие из знаний, полученных в школе, действительно вам пригодились? Я не говорю сейчас про базовые навыки чтения, простые математические действия и основы представления об окружающем мире. Из курса химии я помню про реакцию кислот и щелочей. На физике полезной оказалась информация о расширении нагревающихся предметов, принцип сообщающихся сосудов и проводники. Матрицы и интегралы периодически являются в страшных снах, а грамотно писать всегда неплохо получалось и без знания правил русского языка. Зато никто не научил тому, без чего сегодня и шагу ступить нельзя. Я говорю о таких вещах, как защита своих прав в спорной ситуации, например, в магазине или в медучреждении, рациональное планирование бюджета, основы тайм-менеджмента и психологии, нюансы успешного прохождения собеседования при трудоустройстве, умение избежать приобретения навязываемых продавцом товаров и услуг и многое другое. Почему на ОБЖ до сих пор рассказывают, что делать при ядерном взрыве, но при этом никто и не думает включить в программу, как защититься от мошенников, втягивающих людей в финансовые пирамиды? Почему на информатике дети, не понаслышке знакомые с компьютером с пеленок, в восьмом классе изучают Word, но не знают, как обезопасить себя от похищения персональных данных при пользовании интернетом? Почему на физкультуре от школьников либо требуют сдавать нереальные нормативы, либо позволяют спать в раздевалке и приходить без формы, но не рассказывают детям о принципах правильного питания и правилах эффективной тренировки? И этих «почему?» бесконечное множество.

Реальность такова: сначала человек тратит девять-один-надцать лет (тех самых, когда знания, умения и навыки усваиваются особенно эффективно) на изучение того, что ему, скорее всего, не пригодится, а потом вкладывает энную (и немаленькую!) сумму денег, чтобы получить действительно важную и нужную информацию, хотя при определенных усилиях и финансовых вливаниях ситуацию в сфере образования можно было бы изменить коренным образом.


Кстати, вот мнения студентов и выпускников разных факультетов педагогического вуза. Кто-то из них только-только побывал на первой практике в школе, кто-то уже успел поработать в системе образования несколько лет, а кто-то, напротив, утверждает, что никогда на это не согласится.

Иван, исторический факультет, выпускник:
- Нужно более качественное обществознание, не по учебнику, а привязанное к жизни, нормальное преподавание компьютерной грамотности, вебпрограммирования, плюс какие-то творческие занятия, причем не рисование, а что-то более интересное и развивающее. И в целом на уроках нужно больше внимания уделять развитию критического мышления. И, конечно, меньше ажиотажа вокруг ЕГЭ. А сегодня в школе, к сожалению, жизни учишься только на переменках.

Анна, филологический факультет, выпускница:
-    Я считаю, в школе должен появиться предмет «Основы повседневной жизни», или что-то подобное. На этом предмете детям бы рассказывали о планировании личного и семейного бюджета, о том, как правильно оплачивать коммуналку, о правах покупателя, в общем, о тех житейских премудростях, которые многие постигают путем проб и ошибок. Кардинально бы пересмотрела программу по трудам: их нужно проводить совместно у мальчиков и девочек, учить всех держать в руках сковороду и молоток. Потому что сейчас на выходе мы получаем абсолютно беспомощных в плане элементарного ремонта девочек и не умеющих сварить яйцо мальчиков.

Дарья, исторический факультет, выпускница:
-    Как мне кажется, все, что человеку нужно знать, дается в первые 9 лет обучения, поэтому в 10-11 классе должны оставаться те, кто точно идет в вуз. И система должна выглядеть примерно так: в 9 классе ты решил, что хочешь поступать в конкретный университет, заявляешь о своем желании руководству школы, для тебя выстраивают программу, предлагают индивидуальное расписание - на эти занятия ходишь обязательно, остальные по желанию. Это не только экономит время и силы, но и приучает к самостоятельности.

Александр, факультет иностранных языков, выпускник:
- Было бы неплохо ввести в школе более углубленную профориентацию, чтобы к моменту выпуска ученик имел возможность попробовать себя в выбранной им профессии и понять, действительно ли это то, чем он хочет заниматься. Еще можно, чтобы старшеклассники, как в США, могли прямо в школе пройти обучение и сдать экзамен на получение водительских прав.

Ольга, физико-математический факультет, студентка:
- В старших классах нужно нормальное профори-ентирование: с данными статистики, с выборками с сайтов поиска работы. И, кстати, необходимы адекватные занятия по половому воспитанию - не как сейчас, когда все сидят и ржут, и старшеклассники могут рассказать побольше, чем преподаватель, а именно на уровне. А то им дома не говорят, в школе не говорят, и в итоге абсолютная
безграмотность в этом вопросе.


Екатерина ЧЕРНОКОЖЕВА.
Фото mydrost.mirtesen.ru

Оцените статью:


Комментарии

23/12/2016 22:40
в газете появился адекватный корреспондент.Ура!!!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков