
Так называются отдельные концертные этюды Ференца Листа — одного из самых ярких западно-европейских ком-позиторов-романтиков. «Революционер от фортепиано», великий пианист-виртуоз первую версию этих пьес написал, когда ему было только пятнадцать, но, взрослея, снова и снова возвращался к юношескому опусу. Так в конце концов (автору к тому времени уже исполнилось сорок и свой земной путь он прошёл более чем наполовину...) и сложились двенадцать «Этюдов высшего исполнительского мастерства». Или, как их ещё называют, нимало не преувеличивая, «Трансцендентных этюдов »: произведений чрезвычайно сложных технически и — философский термин в названии цикла оказался совсем не случайно! — столь же глубоких по мысли.
Мало кто даже из современных музыкантов (а со времён Листа исполнительское мастерство выросло так, как великому венгру и не мечталось) из-за сложности задач даже просто пианистического плана рискует играть весь цикл подряд, от начала до конца. Хотя «странствие» это — увлекательнейшее. Светлый почти до прозрачности «Пейзаж» сменяется пьесой «Мазепа», навеянной, правда, не поэмой Пушкина, а стихотворением Гюго. За причудливо-фантастическими «Блуждающими огнями» (кто бы мог подумать, что это музыка из XIX века, а не современное фортепианное фэнтези!..) следует героическое «Видение»: Святая Елена, тяжёлая плита на могиле. — это торжественно-мрачная картина погребения Наполеона, пояснял сам Лист. «Воспоминание», «Вечерние гармонии», а за ними — сметающая иллюзии о гармонии и равновесии мира «Метель». И этот вихрь, оказывается, и есть финал и последнее слово, неспроста — как всё у Листа — сказанное.
В Пушкиногорье «Трансцендентные этюды» Листа сыграет Никита Волов, и значит, концерт обещает быть сильным и впечатляющим. В свои двадцать с небольшим этот псковский музыкант (воспитанник нашей ДМШ имени Римского-Корсакова, Никита в прошлом году с отличием окончил Московскую консерваторию, класс Элисо Вирсалад-зе) уже завоевал множество титулов. Среди них — Первая премия на Международном конкурсе пианистов имени Скрябина в Париже, Первая премия и специальный приз на X Международном конкурсе пианистов, в словацком Кошице, Специальный приз на Международном конкурсе пианистов в городе Патерна, в Испании, Первая премия на международном конкурсе «Pro Piano» в Бухаресте и ещё, ещё, ещё. Последние несколько лет Никита Волов активно концертирует — и в России, и за рубежом. Достаточно часто — с учётом плотного гастрольного графика — играет дома: в Пскове, в Великих Луках, теперь вот в Пушкинских Горах.
Пушкинским Горам, впрочем, в этом декабре с концертами классической музыки — просто несказанно повезло. Буквально через неделю после концерта Никиты Волова к роялю в Научнокультурном центре «Михайловского» выйдет лауреат IX Международного конкурса имени П.И. Чайковского, заслуженный артист России, профессор кафедры специального фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории, профессор Академии «S.O.P.R.A.» (Япония), приглашённый профессор Международной фортепианной академии в Комо (Италия) и просто — один из самых именитых и востребованных пианистов мира петербуржец Владимир Мищук.
Если Никита Волов в музее-заповеднике будет выступать впервые, то маэстро у Пушкина — частый гость. В первый раз он играл здесь давным-давно, ещё будучи студентом. Потом он привозил сюда свои новые программы и исполнял личные «хиты»: Брамса, Шумана, Прокофьева, а на бис — Дебюсси и, конечно, Чайковского, «Белые ночи», поклон майскому Святогорью. Как строптивого коня, Владимир Валерьевич укрощал «неудобный» старый рояль в концертном зале музейного Научно-культурного центра, а потом первым «обыгрывал» новый концертный «Шиммель» и репетировал на стареньком, разбитом пианино в гостевом доме Михайловского.
Этой зимой для Пушкинских Гор Владимир Мищук решил сыграть несколько пьес и До-мажорную сонату «трижды романтического» Шуберта, но, главное, — Шопена, которого называет «своим» композитором. Как никто другой он умеет «задержать дыхание» в этой хрупкой музыке, и сыграть её так, как произносят слова сердечного признания — без тени пафоса, даже, казалось бы, в бравурных эпизодах, и словно вполголоса, но не теряя при этом ни единого звука. Для пушкиногорского концерта маэстро, в репертуаре которого все произведения польского романтика, выбрал цикл из 24 прелюдий.
Алина ЕГОРОВА.
Фотографии с сайтов Владимира Мищука и Никиты Волова.