
По аналогии с Рождественским, в Крещенский сочельник не принято «вкушать пищу до «первой звезды», во время богослужения ее символизирует выносимая после Литургии большая свеча. В Крещенский сочельник и в сам праздник совершается великое освящение воды, причем вода в эти дни играет особую роль. Ее называют великой агиасмой (агиасма - «святыня», греч.) и относятся соответствующе, бережно хранят и используют согласно произносимой молитве: «Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение».
Крещенская вода в доме верующих хранится на случай болезней и неприятностей, а ради профилактики в крещенские дни еще и принято окунаться в воду купели либо прорубь - «иордань», в память о том, как народ израильский крестился в Иордане от Иоанна Предтечи, смывая грехи и болезни, и в тот день, когда был явлен Сын Божий.
В крещенские дни в Пскове и Псковском районе было организовано более двадцати мест купаний для всех желающих, на любой вкус: открытые и закрытые, с раздевалками и без. Погода побаловала аномальной крещенской оттепелью, и желающих окунуться в «иордань» оказалось великое множество.
Кто-то пришел к проруби в первый раз и не учел каких-то технических моментов - с переодеванием либо одеждой, кто-то совершает крещенское троекратное погружение из года в год уже традиционно. Семья Устюговых-Виноградовых, к примеру, приходит к «иордани» в составе трех поколений, хотя в этом году купались не все, а только дедушка Владимир Григорьевич, дочь Наталья и ее дети Максим и Игорь. Говорят, что становятся здоровее, сильнее, несомненно - бодрее, и смывают этой удивительной водой накопившийся пласт суеты, негатива и усталости.
Особые свойства крещенской, или богоявленской, воды отмечал еще в VI в. святитель Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».
В наше время священство по-разному относится к акту купания в крещенской проруби. Кто-то расценивает его как языческое действие и отнюдь не православный поиск волшебства, другие считают великую агиасму святыней, к которой подобает относиться с большим трепетом и благоговением, а не купаться в ней. Но это, скорее, частные мнения. В большинстве купелей до начала купаний священники освящают воду, многие клирики купаются сами, сопровождая действо пением тропарей. Ведь был и есть Иордан, к которому притекали и до сих пор притекают тысячи верующих, и есть дар Духа Святого, данный нам в таинстве Крещения, и есть ежегодное чудо великой агиасмы - ради очищения наших духовных одежд.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.
Фото Ивана ЧУЛКОВА.