
ЕЕ БОГАТСТВО
Для нее это будет до боли знакомый и вместе с тем особенный праздник. Она обнимет своих учеников словно собственных внуков (в маленькой сельской школе трудно «держать дистанцию») и поздравит их с началом учебного года. И пусть школяров из окрестных деревень осталось всего четверо, включая первоклассницу - в Талецкой школе с прошлого года работают только начальные классы, Мария Федоровна сделает все, чтобы они запомнили этот день. Учительница умеет удивлять и радовать, хотя по большому счету праздник нужно устраивать для нее. Ведь именно 1 сентября, ровно 50 лет назад, Мария Федоровна - тогда еще Кузьмина - впервые переступила порог школы. Скромная сельская учительница не возглавляет и даже не замыкает список Форбс, но ее можно назвать богатейшей женщиной на планете. Полвека в профессии, сотни благодарностей от учеников и ни одной минуты сожаления о выбранной профессии - вот ее главные сокровища. И сегодня Марии Федоровне есть, о чем вспомнить...
Она встречает меня в своем кабинете - слегка ироничная, окруженная «свитой» методических пособий, документов и грамот за высокие показатели в работе. Каждое ее слово отзывается звонким эхом в пока еще пустых коридорах. Об истории школы ее бывший директор рассказывает много и охотно, а вот о себе почти ни слова. И только вырвав с меня заведомо невыполнимое обещание «писать скромно, мало и больше о коллективе», Мария Федоровна вскользь упоминает о личном...
РАВНЕНИЕ НА КУТУЗОВУ
Родилась в деревне Артюхово Опочецкого района через три года после войны. Чтобы прокормить ее и младшего брата, мама с папой с утра до ночи работали в колхозе. Но главной Машиной заботой была не помощь по хозяйству (это само собой), а хорошая учеба.
- Школа, в которой мы учились, находилась в бывшей барской усадьбе в деревне Панино, что в километре от дома, - рассказывает Мария Иванова. - Первая учительница Лидия Николаевна Кутузова была для меня образом во всем - и в поведении, и в одежде, и, уже позже, в методике преподавания предметов. Никогда не забуду, как изящно открывала она свой коричневый портфель на застежечках, а в нем были разложены тетрадки и карточки с заданиями. И как она разливала чернила в бутылочки, стоящие на каждой парте. Глядя на Лидию Николаевну, любуясь ею, я очень хотела быть такой, как она. Так еще в детстве у меня появилась мечта стать учителем начальных классов.
Родители благородному желанию дочери препятствовать не стали, отвезли ее за 35 километров от родной деревни в Опочецкое педучилище. Выдержав конкурс из пяти человек на место, Маша была зачислена на первый курс. Училась она, как и в школе, прекрасно, и на 4 курсе поступила на заочное отделение естественно-географического факультета Псковского пединститута. Впрочем, учеба в вузе не отменяла обязательного государственного распределения. 15 августа 1967 года был издан приказ о назначении ее на должность учителя начальных классов Темеревской школы Псковского района, что в нескольких километрах от деревни Назимово. Свое первое место работы Мария Иванова помнит в деталях. Это была обычная деревенская изба с большим коридором и двумя классами. Напарница молодой учительницы - мудрая и опытная Евгения Григорьевна - каждые 45 минут выходила в сени и звонила в колокольчик.
МЕЛЬНИЦА БЕЗ ВОДЫ
Через несколько лет Марию Федоровну перевели в Мелетовскую основную школу, доверив преподавать биологию в 5-8 классах. А в 1974 году ее учеников объединили с талецкими и перевели в Гору Каменку, где было построено новое здание. Возводили его как пристройку, а получилась полноценная - хоть и немного тесноватая - школа.
Раньше там училось больше 150 человек. Мария Иванова вспоминает, что во время линейки дети стояли от одной стенки фойе до другой в три ряда с заворотом в коридор... О своих «самых замечательных коллегах» - Галине Константиновой, Вадиме Ковтуне, Владимире Селиванове - она говорит с теплотой и гордостью, скромно умалчивая о личных достижениях. А ведь их немало. Результаты контрольных работ по биологии, химии и географии всегда были лучшими в школе, и, бывало, даже в районе. А когда появились экзамены по выбору, многие ученики сдавали именно ее предметы. Кстати, на уроках у Марии Федоровны даже отъявленные хулиганы сидели, как шелковые. Все дело в подходе. С первых же дней своей деятельности Мария Иванова придерживалась принципа великого педагога Яна Амоса Каменского: «Школа без дисциплины - что мельница без воды». Особая постановка голоса, безупречный внешний вид и умение просто говорить о сложном: все работало на результат. Впрочем, не только за профессиональные качества ценили Иванову ученики и коллеги.
- Марии Федоровне присуща какая-то потрясающая крестьянская мудрость, - вспоминает Марина Жарикова, бывший руководитель театральной студии «Подснежник», в которой занимались ученики Талецкой школы. - Помню, как накануне очередного концерта она обходила всех соседей-дачников и строем вела в Дом культуры. Сопротивляться было бесполезно! На все возражения типа «мне некогда, семена огурцов замочила, надо сажать» звучал возмущенный ответ: «Какие огурцы? Мои дети сегодня выступают!». Она не только гордилась успехами своих учеников, но и по-матерински их опекала, кого-то подкармливала. За себя могу сказать, что без Марии Федоровны я не состоялась бы как театральный педагог.
Все письма и поздравительные открытки от учеников Мария Федоровна бережно хранит. Для нее это главное доказательство того, что мечта стать педагогом не была напрасной, и учить детей - действительно ее призвание. И даже если когда-нибудь в Талецкой школе останется всего один ученик, она будет вкладывать в него душу, потому что не может по-другому.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru