
В ходе встречи с министром культуры РФ Владимиром Мединским Михаил Ведерников получил обещание главы федерального ведомства профинансировать необходимые восстановительные и реставрационные работы этих памятников культурного наследия. Повезло и журналистам: Псковский музей-заповедник и Госкомитет Псковской области по охране объектов культурного наследия приоткрыли почти всегда запертые двери, а с ними - обострившиеся проблемы сооружения и завесы многочисленных, бережно хранимых Анастасиевских тайн.
ДОСТУПНОСТЬ
Некогда спущенная с моста к его основанию светлой аскетичной свечой стоит Анастасиевская часовня на берегу Великой. Засовы ее почти никогда не открываются, и некогда извлеченные из-под слоя масляной краски и чудом и титаническим трудом реставраторов сохраненные нежные и глубокие рериховские фрески для большинства современников остаются тайной. Тайной за тремя большими засовами на ставнях окон и на двери.
На самом деле, как объяснила старший научный сотрудник музея-заповедника Ирина Мельникова, попасть в часовню и сегодня могут все желающие, заказав в музее соответствующую экскурсию. А вот используется эта возможность крайне редко, как правило, специалистами и целенаправленно ориентированными единичными туристами. Между тем, в часовне есть что показать и о чем подумать.
Построенная в 1911 году по проекту знаменитого зодчего «серебряного века» академика Алексея Щусева, часовня стала преемницей деревянной, воздвигнутой на том же месте 1 сентября 1710 года обетной часовни-однодневки в честь Святой Анастасии-целительницы ради избавления от эпидемии оспы. Моровое поветрие буйствовало в Европе и приносилось в Псков путешествующими со стороны Риги. Часовня на мосту в начале дороги на запад была призвана запереть город от опасной заразы.
ГЛУБИНА
Горожане полюбили часовню на мосту и через 200 лет решились на ее обновление в новых каменных стенах, пригласили лучших мастеров. Расписывал часовню в 1913 году иконописец-реставратор Григорий Чириков по эскизам великого художника Николая Рериха. При очень скромных объемах насыщенность и глубина иконографии поражают. Как и тот факт, что в ее содержание были включены просматривавшиеся городские объекты.
Тема заступничества - основной мотив росписи всей часовни. Характерное для Рериха написание Богоматери над водами здесь - в образе Богородицы над окном на Великую. Над вторым
окном, выходящим на дальнюю дорогу, Николай Чудотворец, почитаемый в России покровитель путешествующих. По сторонам от входа словно окружают городскую перспективу и вид на Кремль святые князья, небесные покровители-защитники города Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей. «Ангелы ветров» с четырех сторон оберегают город от поветрий, моров, войн и стихийных бедствий. И доминанта всего - нежно голубой с золотыми звездами купол, на нем трехконечная корона и голубь, символ Святого Духа.
После революции в спасении нуждалась уже часовня: в ней был газетный киоск и керосиновая лавка, она очень мешала власти и строительству моста. Спасли ее две женщины-архитектора и своевременно проявившие себя фрески. Шедевр признали таковым, и он стал первым в Союзе перенесенным памятником. Горизонтальный распил, измененная ориентация, оставшийся крен и легко покосившаяся главка - свидетели отсутствия «особых» стараний. Но памятник выжил! И получил федеральный статус. Сегодня он вновь нуждается в спасении.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Перед нами - разрушенные каменные ступени, отсутствие пола, поврежденная, в трещинах и со следами различных строительных «болезней» и будущей плесени штукатурка... Насыщенность красок купола внизу сходит на нет. Освещение предусмотрено только естественное, и, увы, в проект электрику тоже не заложили, хотя и вопрос внутреннего климата это могло бы решить.
Начальник отдела организации и сопровождения работ по сохранению объектов культурного наследия Госкомитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Алексей Наливко рассказал, что подтверждения в рамках федеральной целевой программы Минкульта ждут две заявки по Анастасиевской часовне. Примерно 3,5 млн рублей необходимо на проведение ремонтно-реставрационных работ в части архитектурного облика часовни, и еще в 3 млн обойдутся противоаварийные работы по настенной живописи.
Обе заявки были поданы в Минкультуры в начале 2017 года, в конце этого года должно прийти подтверждение. Есть надежды на положительное решение. Тогда и главку удастся выровнять!
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото автора.