
И гибкое, своевременное реагирование на погодные условия, и готовность к природным катаклизмам и авральным ситуациям в разных уголках широкого районного кольца возможны не вдруг, а только при условии спокойной и основательной подготовки к любой нештатной ситуации.
Рассказывая о том, с какими задачами и объемами в обслуживании 430-километровой сети муниципальных дорог приходится справляться, первый заместитель Главы Администрации Псковского района Владимир Петров вспоминает непростой 2016-й и предыдущие годы. И радуется произошедшим с тех пор заметным позитивным переменам, а также с надеждой планирует будущее. Условия закрытых конкурсных процедур, обязательных при поиске подрядчика, в 2016 году обернулись настоящей бедой. Контракт пришлось заключить с фирмой из Санкт-Петербурга, которая пыталась дистанционно организовать выполнение работ по контракту силами местных организаций. В результате дороги оказались запущены, жители - недовольны, а контракт - расторгнут.
Печальный опыт ощутимо помог при подготовке следующего конкурса, и новым подрядчиком -выигравшим, к слову, уже и второй контракт вплоть до 2020 года - оказалось ООО «СпецТрансСервис». Это псковская специализированная организация с достаточным парком новой техники, позволяющей выполнять все виды работ по обслуживанию муниципальных дорог в любое время года. Сложное дождливое лето прошлого года оказалось крайне разрушительным для муниципальных дорог. Одно дело - невысыхающий, быстро разрушающийся асфальт и размытые обочины, другое - ручьи и промоины на многочисленных грунтовках. Подсыпка и грейдирование, выкашивание обочин - летние заботы, с оглядкой на избыточную влажность и считанные дни благоприятной погоды оказались едва ли не сложнее обильных снегопадов, наледи и холодных температур нынешней зимы.
Владимир Петров отмечает, что в любую погоду первоочередной приоритет - маршруты школьных автобусов и общественного транспорта. Подрядчик этого правила строго придерживается, и, если ночью - метель, то ранним утром, не дожидаясь формальной заявки, грейдеры уже будут проходить дороги, начиная с удаленных точек - Середки, Карамышево и Тямши, постепенно приближаясь к центру.
Заместитель директора подрядной организации Павел Талебин рассказывает, что маршруты выстраиваются по степени социальной значимости с внешней окружности района по направлению к центру, на возвращение к базе. Правда, не со всех работ и не отовсюду за день вернуться получается: объемы большие. Кроме муниципального контракта, у организации заключены договоры на обслуживание местных дорог с главами многих волостей. Оно и логично: не останавливаться на границе муниципальной дороги, но заботиться и о дорогах населенных пунктов, и соединять между собой удаленные деревни. Там ведь люди живут, как им без дороги? Жители, правда, часто остаются недовольными. У дорожников даже присказка такая - мол, во всех бедах мы виноваты. Но есть и благодарные «клиенты», которые помнят и незначительные шаги навстречу своим просьбам, потом даже со всеми праздниками поздравляют. Люди разные.
Районные дороги для организации - объект сложный. Местами настолько узкие, что грейдер теряет зеркала, а нависающие деревья порой сбивают оранжевые сигнальные лампы. На столе заместителя руководителя в большой зеленой папке - почти научный труд, проведенное по собственной инициативе исследование дорог Псковского района. На картах со спутника - характеристики каждого участка, зоны острых проблем и перспективного внимания. Карты - «живые», постоянно корректируемые оперативной информацией от водителей спецтехники. Проделанный труд впечатляет, системный подход вызывает уважение.
Из самых острых проблем дорожного хозяйства Псковского района Павел Талебин выделяет грядущую летом необходимость выкашивания обочин: дороги зарастают, причем - много быстрее, чем предполагает текущее финансирование. Надежда на то, что отрасль выделяется сейчас в числе приоритетов на самом высоком государственном уровне: глядишь, что-то изменится. А пока в хозяйстве активно запасаются песчано-гравийной смесью и грунтом, словно не замечая морозов, готовятся к лету. Корректировка профиля дорожного полотна - одна из самых ресурсозатратных операций, со снегопадом и гололедом не сравнить.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru Фото автора.