ОШИБКИ ЮНОСТИ
Курить я начал в выпускном классе школы и продолжал лет до тридцати. Сигарету в руки взял осознанно, решил, что буду курить, а не понравится - брошу. Понравилось. В пике зависимости выкуривал пачку сигарет в день. Утром я доставал последнюю сигарету, чтобы выкурить её по пути к ларьку за новой пачкой. Предпочитал средний ценовой уровень. К облегчённым, ментоловым и с пониженным содержанием никотина относился презрительно, считая их «детскими и тренировочными». Впервые задуматься о том, что с привычкой надо завязывать, я начал во время одного из мировых финансовых кризисов. Тогда всего за неделю цена пачки выросла втрое.
Но курить я не бросил, а лишь купил мундштук и начал с шиком курить дешёвую «Приму» без фильтра. Позже приобрёл портсигар и перешёл на папиросы. Курить стало даже стильно. Это казалось действом, похожим на кадры из чёрно-белых фильмов 20-х годов.
Отмечу, что в квартире я не дымил, пепельницы в санузле не имел, не выходил в подъезд. Курил только на улице или на балконе. Бывало, что мог просидеть все выходные дома и не усугубить ни одной сигареты или папиросы. Особенно, если табачные палочки-вонючки закончились. Никогда не понимал историй про то, как человек в дождь, ночью, по лужам шёл до ларька. Я думал: «У меня власть над привычкой. Я не страдаю зависимостью, а получаю удовольствие. Что сравнится с чашечкой кофе да под хорошую сигарету?»
Но с течением времени привычка стала доставлять дискомфорт, например, в длительных поездках на общественном транспорте. Водитель междугороднего автобуса не будет останавливаться для того, чтобы пассажиры покурили. В поездах тоже стали запрещать курительные тамбуры. Кроме того, зимой я несколько раз случайно прожигал сигаретой свои перчатки. Хорошие перчатки, дорогие. Да и цены на табак продолжали расти.
РЕШЕНО - БРОСАЮ
Курить я бросил резко, в один день. Решил: «вот это последняя сигарета». Никаких физиологических ломок не было. Впрочем, я их и не ожидал. Хотя начитался историй, как люди с большим трудом отказывались от сигарет, как им не помогали даже пластыри с никотином или специальные конфеты.
А вот психологически пришлось напрячься. Появилось некоторое количество искушений. Например, пришлось прекратить выходить на перекур с коллегами. Находиться в курящей компании - требует силы воли.
На какое-то время стало нечем себя занять. В графике дня обнаружились свободные минуты. Сначала они казались лишними, но вскоре всё утряслось, и в моих сутках появился внеплановый час. Оказалось, что за день на плохую привычку уходило примерно столько же времени.
Постепенно возросла работоспособность, в мир вернулись запахи и вкус. Кстати, у курящих людей страдают вкусовые рецепторы. Учёные доказали, что даже если дать курильщику то самое мороженое из СССР по 48 копеек, такой же радости, как в детстве, он не испытает. А дело лишь... в нервных окончаниях. Аналогичная ситуация и с запахами - я стал ощущать их намного острее. Теперь могу почувствовать дым от сигареты, стоя на расстоянии 10 метров от курильщика. Стали раздражать ёлочки-ароматизаторы в автомобилях. А раньше их химический запах казался близким к натуральному.
ЭХ, РАЗ, ЕЩЁ РАЗ
Продержаться без сигарет мне удалось три года. Потом я закурил опять. И - сознательно, надо было успокоить нервы. Новая работа была богата постоянными стрессами, хотелось хоть как-то отвлечься в ходе рабочего дня, притормозить и подумать, чтобы не наделать ошибок, не вызвать гнев начальства. Проще всего было отвлечься сигаретой. В итоге работу я сменил, а вот привычка подымить осталась. Я уже хорошо осознавал все минусы курения, но бросать как-то не решался, откладывая это на потом. Но шесть лет назад мне помогла тяжёлая простуда. Через пару дней после перекура на морозе я свалился с высокой температурой и кашлем. Даже обычный, комнатный воздух вдыхать было больно, что уж говорить о табачном дыме... Три недели борьбы с болезнью поневоле оказались совмещены и с отказом от сигарет. Надеюсь, это навсегда.
Константин КОЗЛОВСКИИ.
province@pskovline.ru.