
В области уже регулярно проводятся чемпионаты по робототехнике, а с открытием новой псковской школы с ее технопарком у юных любителей оживления техники появилась новая учебнотренировочная база - с широкими возможностями сборки и высоким тренерским потенциалом.
Забегая вперед, скажу, что посетить этот улей юных талантов рекомендуется всем родителям, привыкшим ругать нынешнее поколение за пассивность и пофигизм. Посмотреть на увлеченных и талантливых хотя бы для того, чтобы понять, что ругать возможно только себя - где-то сами недоработали и не раскрыли своего вундеркинда.
Помешать занятиям в технопарке просто невозможно, как, впрочем, и отвлечь преподавателя. Помнится, этого не удалось сделать и вицепремьеру страны Ольге Голодец, что произвело на московскую гостью серьезное впечатление. Юная преподавательница Анна Иванова, перемещаясь между группами кон-структоров-программистов, едва успевала переключаться между разными уровнями реализуемых проектов, и на вопросы гостей отвечала на малопонятном техническом языке.
Так сложилось и в этот раз: отвлечь Анну Дмитриевну во время занятия не удалось ни на минуту, зато удалось познакомиться с будущими инженерами, их краткосрочными задачами и соревновательными планами, а также их главным в школе куратором - руководителем технопарка ПИЛГ Натальей Яниковой. Обладатель звания «Учитель года-2017» в Псковском районе и в Псковской области, преподаватель физики и информатики, в новой должности она осваивает новые горизонты - как технические, так и организационно-административные, кураторские.
В технопарке постоянно кипит жизнь, много молодежи, молодые педагоги из числа студентов, которым интересна практическая часть, терпима методическая, и почти незнакома протокольная составляющая работы учителя. А задача руководителя - создание комфортной творческой среды и высокой эффективности занятий. В качестве стимула - множество возможностей, от организации внутришкольных соревнований до участия в серьезных внешних проектах, вплоть до открытия новых направлений. В этом году школьники ПИЛГ впервые участвовали в соревнованиях «Молодые профессионалы» программы «World skills» и стали призерами в компетенции «Предпринимательство». Новое направление работы и реализация проекта-победителя полностью соответствуют прикладной концепции всех проектов, реализуемых в технопарке. Глобальная идея, по словам Натальи Яниковой, состоит в том, что каждый проект должен иметь практическое значение, быть полезен обществу.
Судя по сложной программируемой тележке с двумя моторами и тремя датчиками в руках пятиклассника Федора, движение автомобиля с автопилотом школьным программистам уже по силам, была бы четкой разметка. И описать в кодах современного языка С++ движение автомобиля по темной линии проще простого: идентифицируется линия - включаются моторы, заканчивается линия - остановка и поиск дальнейшего направления. Федор испытывает свой агрегат на специальном поле с трассой и остается доволен: разве что, по совету преподавателя, дать роботу «время на раздумья» при переключении операций.
Есть среди юных техников и девочки, хотя в робототехнике они скорее счастливое исключение. Ефимия - спокойная и обстоятельная шестиклассница также занимается написанием управляющих программ и готовится к грядущим соревнованиям вместе с подружкой-одноклассницей. Про оценки в общеобразовательной школе этих ребят можно и не спрашивать: сосредоточенность, усидчивость и привычка добиваться желаемого читаются по их работе в классе.
«Бывает, не разогнать ребят», - с улыбкой жалуется молодой преподаватель - студентка факультета вычислительной техники и электроэнергетики ПсковГУ Анна Иванова. Она в своей «alma mater» тоже учится на одни «пятерки», в этом году заканчивает бакалавриат, а это означает - подготовку к госэкзаменам и защиту диплома, а также дальнейшее поступление в магистратуру и параллельное трудоустройство. Сказать, что забот у нее хватает, означает сильно приукрасить реальность. Работу в технопарке новой гимназии Аня сочетает с преподаванием курса «Программирование Arduino», судейством в соответствующих региональных соревнованиях. А ведь когда-то и сама соревновалась, ездила и успешно выступала во всероссийских олимпиадах по программированию, региональных чемпионатах. А на факультетский вечер ко дню программиста вместе с друзьями делали танцующего робота. Правда, без всякого специального «умного конструктора», из каких-то коробок и самодельно паяных схем, по случаю подобранных элементов движения, управления и дизайна, в том числе светодиодных лент. Отдельные элементы печатали на 3D-принтере, и робот получился забавным, не только танцевал, но радовал эмоциями цветных огней. Такой вот личный опыт.
А заодно и личный позитивный пример для десятков воспитанников и последователей. Детей обмануть невозможно. И Аня смеется над тем, что в ее жизни упорно происходит то, от чего успела заречься: и учиться пришлось в Пскове, и работать начала со школьниками. Мама - учитель начальных классов, и Аня представляет работу учителя во всех трудностях. Но ведь и работать начала, и втянуться успела, несмотря на занятость и на усталость, остается радость за ребят и от хорошо выполненной работы, какое-то теплое чувство внутри, позволяющее успевать больше и уплотнять время.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото Ивана ЧУЛКОВА.