
КТО В ЗОНЕ РИСКА?
В первую очередь рост цен на ГСМ скажется на стоимости транспортных услуг. И в этом жители Пскова уже убедились: за проезд в общественном транспорте приходится теперь платить 25 рублей. Было заявлено и о подорожании в декабре месячных проездных, которое пока отменено. Что касается услуг такси, то сдерживающим фактором может стать большая конкуренция на этом рынке. А вот цены на авиабилеты вырастут.
Производство любого товара, включая его перевозку, хранение и реализацию, происходит с использованием ГСМ. Однако доля энергоресурсов везде разная. Профессор университета им. Плеханова Михаил Морозов подчеркивает, что подорожание топлива и рост розничных цен на продукты происходит не пропорционально. Если, например, бензин подорожает на 2%, то конечная стоимость продуктов может вырасти на 5-10%, ведь между производителем и супермаркетом целая цепочка посредников. По его расчетам, сильнее всего рост стоимости топлива отразится на товарах с низкой маржей - это овощи и фрукты, бытовая химия и прочие, которые продаются с минимальной наценкой. А такие товары, как алкоголь, косметика, элитный чай и прочее, в цене не изменятся.
Специалисты Института конъюнктуры аграрного рынка считают, что еще и мировая конъюнктура усиливает вероятность роста цен. Так, из-за подорожания зерна с апреля оптовая стоимость мяса кур уже повысилась примерно на 20%. В зоне риска также находятся молоко, яйцо, хлеб, картофель. В частности, рост цен на овощи может произойти за счет увеличения расходов на перевозки от производителя до фасовщика и от фасовщика в торговые сети.
ПОМОЩЬ ИЗ... БЮДЖЕТА
При росте затрат на транспортировку быстрее всего повышается стоимость товаров повседневного спроса. Однако большого скачка цен на продукты опасаться не стоит: правительство обещает оказать поддержку сельхозпроизводителям. По данным Мин-сельхоза, у половины хозяйств расходы на топливо с января по июнь с учетом инфляции выросли на 11,9 млрд рублей. Как заявил Дмитрий Медведев, регионам в случае необходимости будет произведена компенсация этих затрат для проведения сельскохозяйственных работ. При этом он пояснил, что сельхозпредприятиями «часть объема топлива была закуплена еще в прошлом году», и назвал ситуацию на топливном рынке «в целом достаточно стабильной».
Путем переговоров и ультиматумов правительству удалось договориться с крупнейшими нефтяными компаниями и нефтеперерабатывающими заводами. Они взяли на себя обязательство до 31 декабря заморозить цены на бензин и дизель в опте на уровне июня 2018 года. А с января по 31 марта будущего года удерживать их рост на уровне прогнозируемой в стране инфляции. Кроме того, компании пообещали производить и поставлять на внутренний рынок светлые нефтепродукты в объеме на 3% больше уровня прошлого года.
ЗА И ПРОТИВ
Однако возврата к прежним ценам не будет: власти прямо заявили, что предпосылок для их снижения в России при сложившейся конъюнктуре рынка нет, так как нефть еще не подешевела до такой степени. Хотя независимые сети АЗС готовы опустить цены до 30 рублей за литр. С точки зрения инфраструктуры их доля на рынке составляет около 60%, а по объемам продаж приходится 30%. Они утверждают, что если бы не было «заморозки», то оптовые цены пошли бы вниз из-за резкого падения мировых цен на нефть и существенного уменьшения экспортной альтернативы внутреннему рынку. У главы «Роснефти» другая позиция: именно независимые АЗС он обвинил в сговорах, которые и приводят к росту цен. Как говорится, пока паны дерутся, у холопов чубы трещат. По предварительным прогнозам, стоимость АИ-92 в январе 2019 года вырастет в среднем еще на 70 копеек - на уровень инфляции.
Любовь ПАВЛОВА.
plv@province-pskov.ru