
Это не единственный аргумент, которым представители фирмы убедили пожилого псковича установить фильтр для очистки воды. Но в редакцию он обратился с просьбой не отблагодарить за предоставленные услуги, а помочь получить... деньги, которые ему обещали вернуть как льготнику.
ДОВЕЗЛИ ДО... БАНКА
История началась с того, что в квартиру Василия Ивановича, который проживает в Пскове, пришли две женщины и мужчина. Предъявив документы, незванные гости сообщили, что все жильцы его подъезда на собрании решили поставить у себя дома фильтры, но сначала они работы выполнят у тех, кому предоставляются скидки.
- А я инвалид и ветеран труда. Жена и дочь тоже инвалиды, - обрадовался пожилой человек.
Представители фирмы подтвердили, что ему должны вернуть 50% от стоимости услуг. И быстро поставили фильтр, подписав соответствующие бумаги. А за все это удовольствие пенсионер заплатил 54 тысячи 400 рублей, о чем свидетельствует выданный товарный чек. Одна из работниц, которая назвалась Галиной Михайловной и оказалась особенно внимательной и любезной, сказала, что поговорила со своим начальником, и у Василия Ивановича есть возможность возвратить не половину, а все 100%. Надо только еще доплатить такую же сумму. При этом женщина заверила, что деньги уже высланы, и он получит их в течение четырех дней.
- Мы были очень озадачены, потому что наличных дома не было. Но жена вспомнила, что нужная сумма есть на сберкнижке, - рассказывает пскович.
- Мужчина, который устанавливал фильтр, сразу посадил нас в машину и повез в банк вместе со своими коллегами. Мы сняли вклад и отдали им еще 54 400 рублей.
Ни через четыре дня, ни через месяц никакого перевода так и не пришло. В октябре Василий Иванович позвонил в офис, который находится в Великом Новгороде, хотя сама фирма зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Ему объяснили, что для возврата денег нужно прислать заявление, копии чеков об оплате и документы, подтверждающие льготы.
И ВНОВЬ НА ПОЧТУ
За помощью в редакцию пожилой человек обратился, потому что сам писать не может, с большим трудом только расписывается левой рукой. Заказное письмо с просьбой возвратить ему 50% от стоимости услуг по установке фильтра мы отправили в Новгород в середине октября. Спустя месяц ответ пришел из Санкт-Петербурга за подписью генерального директора А.Б. Кузнецова.
О каких-либо скидках, обещанных льготникам, в нем даже не упоминается. Ссылаясь на закон «О защите прав потребителей», руководитель сообщает, что «по указанной клиентом причине возврат денег не предусмотрен », но фирма «не возражает расторгнуть договор на сервисное обслуживание и продление гарантийных обязательств». И как школьнику, не усвоившему урок, гендиректор объясняет, почему так дорого стоят их услуги: «Нашими водителями и менеджерами было затрачено время, использовался транспорт, в деятельности любой компании имеются накладные расходы, включающие в себя аренду помещения, канцелярские, почтовые расходы, оплату телефонов, зарплату работников и главное - налоги. Кроме того, в деятельности коммерческой организации предусмотрено получение прибыли.».
Правда, в начале письма говорится, что по заявлению Василия Ивановича проведена проверка, которая установила, что им заключалось два договора купли-продажи, но приложен был только один товарный чек.
- Если я пришлю два товарных чека, тогда мне вернут деньги, - не теряет надежды пенсионер, отправляясь в очередной раз на почту. Однако на звонки по новгородскому номеру вместо сотрудников фирмы отвечают: «Аппарат вызываемого абонента выключен или находится вне зоны действия сети». Зато на сайте Управления Роспотребнадзора по Новгородской области размещена информация о том, что на действия данной организации поступило в этом году 9 обращений от пожилых людей, которым также обещали установить по льготной цене фильтры для очистки воды, возвратив часть денежных средств через пенсионный фонд, которых они не получили.
ДОГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ
По просьбе обманутых клиентов было подано три исковых заявления. В ходе судебных разбирательств фирма предложила заключить мировое соглашение и обязалась вернуть потребителям в общей сложности более 280 тысяч рублей. Истцам удалось доказать, что «сами обстоятельства приобретения товара, созданные представителями продавца, учитывая пенсионный возраст граждан, не позволяли им принять обдуманное и правильное решение о необходимости и возможности заключения договора. А способ и конкретные обстоятельства продажи - выезд на дом - объективно ограничивали покупателя в возможности до заключения договора купли-продажи получить информацию о потребительских свойствах и характеристиках фильтра, обеспечивающих возможность разумного и свободного выбора товаров». В частности, не доводилась информация о том, что фильтры очистки воды по Постановлению Правительства РФ от 16.06.1997 года №720 включены в перечень товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Новгородским пенсионерам, можно сказать, повезло. Но в случае с Василием Ивановичем фирма постаралась основательно подстраховаться. Помимо договора на сервисное обслуживание и гарантийные обязательства, он подписал и дополнительное соглашение, которое вряд ли прочитал. Ни в одном из этих документов ни слова не говорится о льготной цене для определенных категорий населения. А некоторые пункты «соглашения» лишают покупателя любой возможности предъявлять какие-либо претензии. Вот один из них: «Потребитель» подтверждает, что выбор товара и работы (услуги) по его монтажу сделаны компетентно, разумно, осознанно, правильно и свободно, без заблуждения и обмана, психологического давления на волеизъявление, навязывания и понукания со стороны представителя «Исполнителя». Действительно «Потребитель» подтверждает, что нуждается в приобретенном товаре и работе (услуге) по его монтажу и сервисному обслуживанию». Комментарии, как говорится, здесь излишни.
Но Василий Иванович рассчитывает, что через полгода, как обещали представители фирмы, к нему придут специалисты, чтобы заменить фильтры. По подсчетам, срок истекает в январе. Если это случится, то будет настоящим новогодним чудом.
Любовь ПАВЛОВА.
plv@province-pskov.ru