Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 08:06

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №49 (9902), 12/12/2018

Поверяя дни по Пушкину

В преддверии 2019 года, когда всё читающее человечество будет отмечать 220 лет со дня рождения «Солнца русской поэзии» и «Нашего всего», в свет вышла книга известного прозаика и литературного критика, нашего земляка Валентина Курбатова «Пушкин на каждый день». На днях автор представил её читателям в Псковской областной библиотеке.

Как-то Валентин Яковлевич назвал Пушкина мерной иконой нашей литературы, напомнив о традиции, бытовавшей в XVII-XVIII столетиях почти исключительно в царском доме: ко дню крещения знатного младенца иконописец писал ростовой образ тезоименного новорождённому святого. Доска бралась узкая, а в длину соответствовала росту - «мере» - ребёнка. Икона эта призвана была хранить отпрыска на протяжении всей его жизни.

МЕРНАЯ ИКОНА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

То же и с Пушкиным, чьё творчество стало мерой и в большой степени охраняющим, объединяющим началом не только для отечественной словесности, но и для всей России на многие-многие десятилетия. «Счастливая возможность жить в соседстве с Михайловским невольно обостряет зрение, и ты уже и самого поэта читаешь иначе, и на всю матушку-литературу глядишь сквозь его слово, - свидетельствует Валентин Курбатов. - А иногда кажется, что Пушкин и есть та Россия, как она была задумана Богом во всей совершенной свободе и внутренней красоте, целесообразности и какой-то ежемгно-венной необходимости».

-    И может быть именно поэтому, - размышляет задумчиво, - при всём том, что продолжателей у Александра Сергеевича было много, настоящего наследователя ему так и не случилось. Потому что нельзя наследовать эту совершенную свободу, этот воздух. И поэтому же переводчикам его так трудно: нельзя перевести небо на другой язык. Небо всегда будет только этим вот клочком над тобой: синенькое ли, серенькое, но оно само по себе и есть - вся полнота. И поэтому все попытки перевести: «Мороз и солнце; день чудесный!..» - оказываются, в итоге, сводкой о погоде на чужом языке.

Неудивительно, что при таком взгляде на пушкинское наследие Валентин Курбатов не пишет какое-либо (очередное из...) сугубо научное, литературоведческое исследование о творчестве поэта. «Пушкин на каждый день» - это заметки и наблюдения. Они о том, как воспринимает бессмертные творения современный читатель. О том, как живут стихи и проза в живописи и в графике, как они звучат на театральных подмостках или, например, на экскурсиях в мемориальных домах-усадьбах в Пушкинском Заповеднике. А ещё это воспоминания о «михайловском домовом» - первом после Великой Отечественной войны директоре «Пушкинского уголка» Семёне Степановиче Г ейченко и записи разговоров с ним.

«Это параллельная жизнь», - даёт своё определение сборнику автор. «Книга не ищет быть итогом, а только старается держать родное литературное пространство в здоровом единстве», - итожит в библиографическом описании редактор.

АВТОР, Я ТЕБЯ НЕ ЗНАЮ...

Разговор в библиотеке как раз и сложился не столько о книге, сколько о нашей, «параллельной всему» жизни и о здоровом единстве, которого в ней никак не случается. «Зашёл, - рассказывает Валентин Яковлевич, - в Петербурге в книжную лавку писателей, побледнел и тотчас вышел: тысячи полторы книжек на полках, и я ни одного имени не знаю.

-    И грустно констатирует: - Сегодня вы не назовёте двух-трёх имён, которые, неважно даже, объединительно или разъединительно, но были бы знакомы всем тотчас же».

И далее, рассуждая о литературе серьёзной, литературе содержания, а не формы, сокрушается: «...она держится понятием «народ», но сегодня мы не смеем употребить этого слова, мы не знаем, что стоит за ним. Раньше ты произносишь « народ» и словно за спиною мощь чувствуешь. Сегодня - нет, сегодня это расплывшееся общество, состоящее из многих индивидуумов, каждый из которых не желает смешиваться с другими, чтобы не быть толпою...»

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Сегодня мы плохие слушатели своих поэтов, признаёт Валентин Курбатов. И сразу честно добавляет, что, может, конечно, и поэты не столь уж хороши. На встрече в библиотеке разговор не раз возвращался к Пушкинским праздникам поэзии. Валентин Яковлевич ни одного из них не пропустил и уже поэтому, шутит, достоин занять место в какой-нибудь музейной экспозиции.

-    С одной стороны, - не может не признать Валентин Курбатов, - это и хорошо, что так много и разнообразно всё делается. И театральные программы, и концерты, и выставки. Там - дети, декламируют Пушкина; там - Андрей Битов под импровизацию музыкантов мирового класса читает черновики поэта. Всё умно и тонко, но при этом странно рассыпано. Ощущения единства нет.

И вспоминает, как два года назад придумали в Пушкинский день России организовать телемост, который бы соединил Михайловскую поляну с Красной площадью, где в это время шёл грандиозный книжный фестиваль.

-    Хотели, чтобы Москва и Святогорье заговорили друг с другом, - рассказывает Валентин Яковлевич, - но не вышло. Летучая камера пометалась-пометалась над поляной, и. не сложилось у оператора картинки, которую хотели увидеть организаторы телемоста. Той самой картинки, которая могла бы дать почувствовать наш читающий народ как целое. И это было печально, хотя и неизбежно. И никто в этом не виноват - ни заповедник, ни устроители фестиваля, ни поэты. Это время такое - обезумевшее, отделяющее нас один от другого всё дальше и дальше...

Поэт или прозаик всё реже и реже воспринимается нами как некий пророк, которому «Бог и талант диктуют». Может быть, дело в том, что -возвращается Курбатов к теме, которую ведёт уже много лет подряд и волнует его более всего - наши слова оторвались от тех понятий, которые обозначали изначально? И вот уже, ставшие пустым звуком, слова «земля», «добро», «справедливость» - самые популярные в каждой, по определению насквозь лживой предвыборной кампании. «Даже слово «любовь» без стыда употребляют господа депутаты.», - иронизирует Валентин Яковлевич.

НЕ БУДЬ «БЕСОВ», НЕ БЫЛО БЫ РЕВОЛЮЦИИ?..

-    Надо ли подробно писать в книгах о негативном? - один из читательских вопросов автору, призывающему ежедневно поверять жизнь и литературу по Пушкину. Нет - однозначный ответ на него.

И Валентин Яковлевич рассказывает о споре с Астафьевым, который вынес на страницы своей военной прозы площадную брань. Да, в окопах звучало всякое, но неужели Лев Толстой в горниле Крымской войны не слыхал тех же самых бранных слов от русских мужиков? Обошёлся же этот, как его называли, самый честный человек своего времени, без ненормативной лексики в «Севастопольских рассказах», и война в его изображении не стала от этого меньшим ужасом и безумием, и трудный подвиг солдата не потерял ни трагизма, ни величия.

-    Андрей Битов - снова возвращается в диалоге с читателем Валентин Курбатов к только что ушедшему от нас титану и классику - сказал верно: если б Фёдор Михайлович Достоевский не написал «Бесов», никакой революции бы не было. Но уголовное преступление было возведено в ранг политического действа, преступники - в ранг мысли телей... Разговору о содеянном зле место на исповеди, а не в литературе, где оно неизбежно превращается в эффектный приём, и автор пожинает аплодисменты от своих товарищей и читателей. Возможно, что человек совершил зло в своей жизни единственный раз, а напечатали - и оно вышло в свет стотысячным тиражом, умножилось в сто тысяч раз. Тиражировать зло - грех.

И снова, словно за защитой от греха, он поворачивается к Александру Сергеевичу, с его чувством мира и слова, с его пониманием красоты и самостоянья человека. Когда-то, в советское время, вспоминает, во всякого рода анкетах был популярен вопрос о том, какую бы книгу вы взяли с собой, случись вам отправиться на дальний остров. «Так вот я, - говорит Валентин Курбатов, - взял бы с собой поместительный «золотой том» Пушкина. И он бы был мне там Пятницей и субботой, и воскресеньем, и всеми остальными днями недели. А случись тому острову быть обитаемым, то через какое-то время он стал бы разумным государством с ясной экономикой, сильной культурой».

И там жили бы сплошь прекрасные люди.


ФАКТЫ

*    Формально книга, которую представили читателям в ПОУНБ - московское переиздание сборника, вышедшего в свет в Псковской областной типографии в 2014 году тиражом в 1000 экземпляров. Новое, 400-страничное издание основательно дополнено и совсем иначе оформлено.

*    Предисловие в новой книге принадлежит перу директора Пушкинского Заповедника Георгия Василевича.

*   В книгу вошло множество известных, а ещё больше - совсем не известных широкому зрителю фотографий корреспондента ИТАР-ТАСС, лауреата многих престижных фотопремий Юрия Белинского. Это снимки, запечатлевшие музей-заповедник «Михайловское» и его первого, легендарного директора Семёна Степановича Гейченко.

*    Новый «Пушкин на каждый день» вышел при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)». Познакомиться со сборником уже сейчас можно в Псковской областной библиотеке.


Алина ЕГОРОВА.

 Фото автора.




Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков