
Кто-то жил по соседству, был впечатлен рассказами малолетней узницы об ужасах плена в Кенигсберге, кто-то запомнил ее нянечкой в детском саду, потому что никто больше не знал и не рассказывал таких сказок, как она. Кто-то по образу жизни и стремлению бескорыстно помогать всем и вся называет бабу Валю «волонтером от Бога», кто-то просто считает ее настоящей христианкой, живущей по Евангелию и в точности исполняющей: голодного - накорми, жаждущего - напои, «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся».
Из полностью сожженной немцами деревни Заячья Гора шестилетней девочкой вместе с мамой и двумя старшими сестрами попала Валя в немецкий трудовой лагерь. Все ужасы дороги, когда расстреливали каждого оступившегося, тяжесть работ мамы на пароходе, и сестер, рывших траншеи для трупов, которые почему-то закапывали вертикально и вверх ногами, - все эти жуткие подробности, а также молитвы, которым мама учила ее всю дорогу и которые помогли им выжить в плену и вернуться на Родину, а потом страшный голод и нищета в послевоенные годы - все страницы детской памяти и сегодня отзываются в сердце болью и становятся объяснением для окружающих: дескать, никому ничего подобного не желаю.
У Валентины Алексеевны две дочери, четверо внуков, правнук и правнучка. Все живут в городе, наведываются к бабушке и уже не укоряют ее за «расточительность», разве что - за непомерную физическую нагрузку, которую она берет на себя. У бабы Вали и сейчас три огорода и птица, до прошлого года она держала корову и поросят. И теперь все, что пенсионерка выращивает и собирает непосильным трудом, она... раздает людям. Хлеб покупает - мешками, продукты - с избытком. Делится со всеми, кто просит и кому не хватает, предлагает помощь и угощение всем, кто попадает в поле зрения. Большинство из опекаемых - безработные и пьющие граждане, но ведь и у них - дети, и их нужно кормить... Обижается, правда, баба Валя, когда ее обманывают: берут в долг и не возвращают. Пытающимся урезонить сердобольную женщину односельчанам она обещает образумиться, но по-прежнему (уже - не по возрасту!) обрабатывает огороды, из которых самый маленький - в шесть соток под картошку.
Большинство соседей не понимает такую жизнь бабы Вали, но все говорят о ней с глубочайшим уважением и считают одной из самых важных достопримечательностей деревни Кирово, называют первой в числе интересных людей. И уникальной: ведь она живет ради других.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото автора.