
Теперь для тех, кто постоянно нарушает ПДД, и тех, кого лишали прав, полис ОСАГО будет стоить еще дороже. Аккуратные водители от новых поправок только выиграли. Коридор базовой ставки расширился повсеместно и для всех автомобилей, особенно для легковых, используемых как такси.
РАНЬШЕ
Прежде страховая компания не могла назначить конкретному водителю базовый тариф меньше или больше, чем у других в том же регионе. На базовую ставку влиял только адрес регистрации в паспорте водителя, и многие ехали регистрировать машину в соседний регион, чтобы оттолкнуться от другой базовой ставки. На размер базового тарифа не влияли ни злостные нарушения, ни даже рецидивы и лишение прав за управление автомобилем в нетрезвом виде.
При этом мало кто из автомобилистов задумывался о том, что региональная статистика нарушений, в которую каждый водитель вносит, что называется, « свои пять копеек», и определяла общий базовый тариф. Все понимали, что единственная возможность водителю удешевить свой полис ОСАГО - ездить без аварий и полагаться на коэффициент бонус-малус, коэффициент, снижающий стоимость полиса из года в год до определенной минимальной отметки.
ПО-НОВОМУ
Теперь поведение водителя учитывается и в базовой ставке. Страховую премию (стоимость полиса ОСАГО) считают по той же методике, как произведение базовых ставок и коэффициентов, коридор базовых ставок и структуру тарифов по-прежнему определяет Центробанк. И, согласно его указаниям, к факторам, определяющим базовую ставку страхового тарифа, кроме технических характеристик и предназначения автомобиля, добавились новые, - штрафы и лишение прав водителей. Более того, страховым компаниям не запрещено учитывать и другие особенности, кроме определенного Центробанком перечня факторов, которые на стоимость полиса влиять не должны. Например, национальная, языковая, расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям или общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии. Учитывать любые другие факторы ЦБ РФ не запрещает: это - на усмотрение страховой компании.
Границы базовой ставки для легковых автомобилей определены в пределах 2471-5436 рублей. И страховые компании получили возможность применять эту базовую ставку к каждому водителю региона персонально. То есть, всегда есть смысл поискать компанию, где к вашим нарушениям или, напротив, безаварийности отнесутся более благосклонно.
ПОЛИС ДОРОЖЕ
Поправки к закону установили факторы, которые повысят базовую ставку полиса:
1. Лишение прав за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
2. Нарушение ПДД, которое привело к причинению вреда здоровью или к смерти человека.
3. Лишение прав за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
4. Оставление места ДТП.
5. Привлечение к уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Пока человек лишен прав, ездить он не может,
а значит, вписывать его в полис ОСАГО или заключать с ним договор страхования никто не будет. Но в один прекрасный момент срок лишения заканчивается, и начинает действовать повышенная ставка. И применять ее будут в течение года с этого дня либо со дня окончания срока уголовного наказания.
Неоднократные нарушения ПДД по пунктам: проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика; превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на полосу встречного движения. Причем, нельзя применить повышенную ставку за нарушения, которые зафиксировала камера видеонаблюдения: только, если это сделал лично инспектор ДПС на месте нарушения.
При всех остальных случаях ДТП стоимость полиса ОСАГО для водителя тоже вырастет - но по привычной причине из-за коэффициента бонус-малус.
Если водитель нарушил ПДД, попал в ДТП и при этом был причинен ущерб имуществу, жизни или здоровью, стоимость полиса для водителя все равно вырастет - но не за счет базовой ставки, а за счет изменения коэффициента бонус-малус.
ИНЫЕ ФАКТОРЫ
Норма закона об «иных факторах», влияющих на базовую ставку, нуждается в разъяснении. Раньше это были стаж, возраст и другие данные водителей, а также период использования транспортного средства. Теперь формулировку изменили, и страховые компании могут определять факторы самостоятельно. Предполагается, что это они будут делать на основе анализа статистических данных конкретного региона. Например, если окажется, что женщины после 35 лет, имеющие троих детей, в аварии в Ростовской области не попадали, вполне вероятно, что водителям с такими личными данными и страховка в регионе (для компаний, учитывающих именно этот фактор) обойдется дешевле.
Наоборот, в случае нарушений факторы тоже сработают.
Наверное, это должно мотивировать к безаварийной езде всех без исключения.
Насущный для многих автомобилистов вопрос: когда полис ОСАГО будет привязан только к водителю, а не к автомобилю, остается неразрешенным. Надеемся - до будущих изменений.
Ася ЗАМАРАЕВА.
по материалам РБК, Автоньюз.
province@media-60.ru