ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
В официальном сообщении говорится, что подписанное постановление продлевает на 6 месяцев, но не менее, чем до 1 октября 2021 года, действительность диагностических карт, срок действия которых заканчивается в период с 1 февраля 2021 года по 30 сентября 2021 года.
Эксперты советуют обратить внимание на ряд моментов. Страховые компании оказались не готовы к внезапному повороту событий и в настоящее время еще перенастраивают оборудование. В ближайшие дни еще могут быть проблемы со страховкой ОСАГО по старой (продленной карте).
Карта продлевается автоматически, никуда обращаться с этим не надо. Срок действия диагностической карты указан в правом верхнем углу, 8 цифр без разделительных знаков читаются как дата.
Если срок действия вашей карты истек до 1 февраля - она не продлевается, хотите ездить - техосмотр обязателен. Карта с кодом 15072021 считается продленной до 15 января 2022 года.
Продление карт не означает, что вы не вправе проходить техосмотр в этот период, но вы можете на полгода сэкономить силы и средства. Когда удобнее - решать вам.
Тот факт, что в постановлении правительства не указан вид транспортных средств, для которых оно работает, указывает на всеобщий характер: и для мотоциклов, и для легковых и грузовых автомобилей, и для автобусов.
РЕФОРМА ТО
Отложенный на время техосмотр чем-то напоминает поговорку «Перед смертью не надышишься»: ведь с 1 марта вступила в силу, ни много ни мало, а настоящая реформа технического осмотра. Журналисты специализированного автожурнала провели эксперимент на себе (точнее - на новеньком, на дилерском обслуживании джипе БМВ), отправились на техосмотр по новым правилам, узнали все нюансы и... не смогли получить диагностическую карту без замечаний.
На первый взгляд, прохождение техосмотра с фотосъемкой машины и автоматическим занесением данных в электронную систему в нашей жизни уже было. Автомобилисты, которые проходили ТО под фотосъемку, сегодня вряд ли паникуют: ну проверят тормоза и регулировку фар, так от того - одна польза.
Но теперь хорошо забытое старое вышло на новый уровень. Новая немецкая машина, не прошедшая ТО с первого раза - это убедительно. Что говорить о тех, кто ездит на старых иномарках?
Сразу оговоримся: проверить наличие у автомобиля технической карты и прочитать ее инспектор ГИБДД может уже сейчас в системе ЕАИСТО, куда, собственно, и заносятся данные компьютера с осмотра.
Одно из нововведений: первый техосмотр предписан машине, которой исполнилось четыре года. Впрочем, по картине наших дорог понятно, что большинству автомобилистов к суровой процедуре надо готовиться каждый год.
КАК ЭТО БУДЕТ
Фотосъемка въезда автомобиля на площадку должна фиксировать время (электронное табло) и узнаваемое место осмотра. Въезд на первый пост - и снимок автомобиля сзади, затем тоже будет фотосъемка - поэтапно. Время фиксируется на фото и в конце осмотра: оно должно точно соответствовать времени, отведенному компьютером на осмотр вашей машины - с учетом ее технических особенностей и возраста. Но время пусть волнует мастера. Вы пока наблюдаете со стороны и радуетесь, что накануне хорошо помыли машину, протерли госномера и теперь все красиво и очевидно, и в кадре - во всю ширь красивый автомобиль с не вызывающими вопросов номерными знаками.
После внешнего осмотра специалисту предстоит спуститься в яму, осмотреть дно на предмет подтеканий из коробки передач, мотора и гидроусилителя руля, проверить тормозные шланги, подвеску, внутреннюю часть колес, целостность шин и дисков, герметичность выхлопной системы, состояние приводов, места соединения кузова с силовыми элементами, тормозную магистраль. Когда вы совсем заскучаете, услышите голос снизу. Например: «Не изменяли конструкцию автомобиля? Что-то кузов выглядит завышенным. Может, прежний владелец постарался?... Интересно..»
Дальше - больше. Вы знаете, что на резине старше 10 лет ездить нельзя, даже если она - новая? И размеры шин должны точно соответствовать одобренным производителями параметрам. Зачем вам чуть пошире?
У вас все четыре брызговика? Ну и что, что производитель не установил, вам выбор доверил. Должны быть, причем все четыре! Заметим, качество не регламентировано: хоть из бумаги.
На втором посту мастер пересядет в салон и начнет проверять по списку (с таким перечнем и опыт не поможет): двигатель, панель приборов, предупреждения-подсказки компьютера, все системы, салон (без изменений?) и зеркала. Последние - тоже на предмет изменений. («И зачем вам это навороченное с компьютером с али-экспресс? Ездили бы со своим маленьким, хотя бы раз в год - на ТО»). Козырьки должны быть на месте, подголовники -тоже, все кнопки нажиматься и функционировать, «аварийка» - мигать, звуковой сигнал - гудеть, омыватели - брызгать, ремни безопасности -держать. Если есть место под запаску, то и колесо должно лежать на своем месте. Проверят даже крепость крепления сидений.
А вы смотрите и запоминаете, как надо осматривать машину при покупке: наверняка ваш список был значительно короче!
ТОРМОЗА
Тормоза после визуального осмотра проверяют на стенде. Включают стояночный. Это важно. Компьютер проведет замер осей и силу излучения фар, противотуманок. Не знаю, корректировали ли вам эти параметры во время ТО в начале 2000-х, сейчас лучше озаботиться идеальностью параметров заранее. Настройка световых приборов - самое простое, что вы можете сделать для своей машины, и, в то же время, самая частая и обидная ошибка при прохождении ТО сегодня.
Безусловно, у вас проверят аптечку (лекарства и их срок годности), огнетушитель (что там по параметрам и сроку?). Внешний осмотр - это и сколы на стекле, и все гайки на колесе, и все работоспособные сигналы, и проверка на изменение конструкции. Традиционное завершение -уровень выбросов CO и CH. Для каждого экологического класса - свои параметры. Здесь совет водителю - двигатель должен быть хорошо прогрет. В противном случае велик риск не попасть в свой диапазон.
Если вы подключены к системе «ГЛОНАСС», мастер проверит кнопку SOS в действии. И отчитает вас за все висящее, стоящее и закрепленное на передней панели - отвлекает водителя. Но если дойдет до этого
- значит, другие замечания ничтожны, и вы получите сегодня вожделенную диагностическую карту с приличными параметрами. Так что иконка на торпеде - тоже работает. А вы можете и сами проверить свою карту в системе ЕАИСТО и отправляться (довольный и чуть поседевший) покупать полис ОСАГО.
Не так страшен техосмотр, как им пугают! Но вот если вас остановит инспектор ГИБДД и найдет техническую неисправность по списку, предложенному выше. Это будет совсем другая история.
Ася ЗАМАРАЕВА.
По материалам специализированных изданий. Фото: kp.ru
[email protected]