Так уж сложилось, что осенние пасмурные и дождливые дни часто вгоняют нас в тоску и уныние. И ждать волшебника, который подарит хорошее настроение, бесполезно. Он не придет. Именно в такие минуты стоит задуматься о том, чтобы самому себе подарить, хотя бы маленькую, но радость. Или сказку. В этом запросто может помочь псковский театр кукол.
Премьера нового спектакля «Старая сказка» собрала целый зал школьников младших классов вместе с их руководителями. Первые минуты присутствия в столь юной аудитории могут вызвать замешательство: «А что я тут делаю?» Но как только разместишься на удобном мягком диванчике, понимаешь, что получишь удовольствие от представления, и возраст значения не имеет. На ближайший час ваше внимание - так же, как и всех детей, будет привлечено к действию на сцене. Кстати, эта сказка учит зрителей тому, что в семье нужно жить дружно. Главные герои - муж и жена: «У Якуньки была супруга Варвара Ивановна. И кажинный день ему за год казался. Вот она кака была зазуба, вот кака пагуба». Однако сюжет пересказывать мы не будем надо же заинтересовать читателя.
Этот спектакль уникальный в своем роде - костюмы, куклы, декорации изготовлены специально для него, а не позаимствованы из других постановок. Режиссер «Старой сказки» - Народный артист России, руководитель театра кукол «Огниво» города Мытищи Святослав Железкин. Поговорить даже по телефону, не говоря о том, чтобы лично, нам не удалось. Режиссер сейчас находится за тридевять земель - на острове Сахалин.
«Старая сказка» основана на архангелогородских сказках Бориса Шергина, творчество которого очень любит и ценит Святослав Железкин. Кстати, о писателе. Прежде всего, он известен как сказочник. Многие наши читатели и их дети наверняка помнят такие замечательные мультфильмы, как «Волшебное кольцо» и «Mister Пронька» - это экранизации сказок. Но тексты произведений Бориса Шергина, ориентированных на народное творчество, являются отражением особенностей самобытного русского национального характера, и написаны не только для детей, но и для взрослых.
- Кукольный спектакль должен не только развлекать, но и воспитывать, - рассказывает в беседе после спектакля актер Евгений Бондаренко (Заслуженный артист России, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», - авт.). - Мы выполняем воспитательную функцию, так сказать, в государственном масштабе. Театр кукол - это первый этап ознакомления с миром драматического искусства. Однако детей до пяти лет лучше не приводить на спектакли. Перед началом представления свет гаснет, ребенок может испугаться и уже никогда не захочет прийти на представление.
«Старая сказка» - это такой «городской романс», фольклорный спектакль, поэтому при его просмотре надо обратить внимание на танцевальные номера, костюмы и речь героев - архангелогородский говор. В постановке задействованы планшетные куклы, то есть актер на сцене существует полноправно со своим персонажем, а не прячется за ширмой. В псковском театре такой спектакль проходит впервые. Кстати, постановок по творчеству Шергина ранее тоже не наблюдалось.
В спектакле есть необычный переводчик - совершенно очаровательный розовый поросенок, который появляется только в первой части. С помощью такого кукольного приема, через отношение к животным, раскрывается русский характер. «Пятачок» тянется к главному герою Якуньке тогда, когда чувствует в нем положительное начало. Как только персонаж начинает меняться в худшую сторону, поросенок пропадает. Но все же в сказке много эпизодов, которые заставляют улыбнуться.
- В определенные моменты мы делаем специальные паузы, потому что зритель должен смеяться, но он не смеется. Лично у меня в таких случаях стрессовая ситуация, - делится переживаниями Евгений Владимирович. - Возможно, актеры что-то не так делают. Требуется десять-двадцать спектаклей для того, чтобы понять, как правильно вести себя на сцене, чтобы всем было все понятно. В театре кукол главный зритель - это дети, не взрослые, поэтому играть тяжело. Для детей кукла -это ожившая игрушка. Кого сначала видит на сцене взрослый зритель? Конечно, человека. А кого видит ребенок? Куклу.
- Кукольники - это те же дети, поэтому мы с нашими зрителями настроены на одну волну, - присоединяется к беседе актер Борис Поткин.
Быть актером театра кукол ничуть не проще, как может показаться неискушенному зрителю, чем актером театра драмы. Как говорят сами кукольники, «драмникам» тяжело вливаться в кукольные постановки, поскольку те привыкли играть всем телом, лицом, а главный инструмент в руках кукольника - его персонаж. В псковском театре кукол сливаются и мирно сосуществуют разные театральные школы - харьковская, тюменская и нижегородская. Кстати, говорить «кукольный театр» вместо «театра кукол» - непрофессионально.
Марина ПЕТРОВА.
map@province-pskov.ru
Фото Глеба КОСТИНА.