
Говорят, если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума. Но иногда такое наказание бывает на руку. У психических больных как минимум два преимущества – их не забирают в армию, и в случае совершения преступления, не привлекают к уголовной ответственности. Лучше уж пройти принудительное лечение в психиатрической больнице, чем коротать свой век на нарах. В этом уверены те, кому не доводилось бывать в специальных лечебных учреждениях закрытого типа.
Конечно, они догадываются, что и там не санаторий, но все-таки больше шансов выйти на свободу нормальным человеком. Ну, а поскольку психическим заболеванием, как гриппом не заразишься, остается единственный шанс – симулировать психическое расстройство. Казалось бы, что может быть проще? Неси всякую чушь, смотри в одну точку, бейся головой об стенку, и «индульгенция» от правосудия у тебя в порядке. Но это в теории.
А на практике безнаказанно «включить дурака» удается единицам. О тонкостях симуляции и ее любителях беседуем с психиатром областной психиатрической больницы №1 Алексеем Ерофеевым.
- Можно ли симулировать психическое заболевание?
- Это невозможно. Чтобы достоверно изображать душевнобольного, нужно хорошо вжиться в роль. Симулянт должен быть одновременно и актером, и поэтом, и даже импровизатором. Но самый талантливый актер быстро устает, тем более нельзя одновременно играть и творить. Кроме того, чтобы достоверно изобразить болезнь, нужно хорошо знать ее клиническую со всеми возможными нюансами. На последнее способны только психиатры, а им, как вы понимаете, симулировать смысла нет.
- По каким признакам «мнимого» больного можно отличить от настоящего?
- Когда пациент вызывает у меня сомнения, я начинаю его колоть. Но втайне от него назначаю препараты, не имеющие отношения к заболеванию. Например, витамины или что-нибудь общеукрепляющее. Умный человек понимает, что раз его колют, значит по логике вещей состояние должно улучшиться. И его поведение меняется. Вот на этом я его и ловлю. И это далеко не единственный способ вывести симу-
лянта на чистую воду. Я сейчас не буду раскрывать всех секретов. Скажу лишь, что обмануть меня, как и большинство моих коллег, невозможно.
- Сейчас полным ходом идет осенний призыв, и некоторые потенциальные защитники Родины всеми силами пытаются откосить от армии. Часто ли они становятся вашими пациентами?
- Только если действительно больны. На самом деле нет большого смысла симулировать психическое заболевание. В будущем такая затея принесет немало проблем с устройством на работу (особенно в правоохранительные органы), с вождением автомобиля, и тому подобное. Впрочем, некоторые мои пациенты не попадут в армию даже при большом желании. Это юноши с разной степенью дебильности и олигофрении, необучаемые даже во вспомогательной школе. И это проблема не только для Псковской области. В Петербурге недавно проходило негласное исследование среди юношей призывного возраста. Выяснилось, что только 20 процентов потенциальных защитников Родины не имели психических заболеваний и могли быть призваны в армию без всяких ограничений. У остальных восьмидесяти были проблемы…
- Но иногда и сама армия провоцирует солдат к совершению неадекватных поступков. Может быть, не зря призывники опасаются?
- Время от времени из воинских частей привозят ребят с дебютом шизофрении и других психических расстройств. Только я не стал бы во всем винить армию. Иногда новобранца начинают «шпынять» и терроризировать, потому что он ведет себя странно. Непривычная обстановка и жесткие правила жизни, действительно могли дать толчок к развитию заболевания. Но патология в любом случае развилась бы в этом возрасте, даже если бы юноша остался «на гражданке».
- Может страх перед армией стать причиной душевного расстройства?
- Ну, это случай исключительный, хотя такое в моей практике было. Еще в советские времена в больницу поступил необычный темнокожий пациент. Он с рождения воспитывался в африканской стране, но по семейным обстоятельствам был вынужден переехать в Псков, на родину матери. На тот момент ему исполнилось 18 лет. Парень ни слова не говорил по-русски, а ему пришла повестка из военкомата. Не трудно понять, какой ужас он испытал. На этой почве у молодого человека развился реактивный психоз. Он ловил рыбу у себя в квартире, лунку просверлил в полу… В общем все натурально, никакой симуляции. Подлечили мы его, выписали, а военкомат все не унимался. Через некоторое время молодой человек попал к нам снова. Комиссар не поверил, подумал, что парень прикидывается, но мне удалось его переубедить. Я просто предложил гражданину начальнику поставить себя на его место. То есть, ни слова не говоря по-русски, и имея отличительный от большинства цвет кожи, оказаться в советской армии. Такое испытание выдержит не каждый. В общем, отстал военкомат от парня…
Беседовала Ульяна МИХАЙЛОВА.