Очередная новость для автомобилистов. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон (вступает в силу 21 ноября), согласно которому федеральные, региональные, а также местные органы власти смогут перевести в ранг платных не только целые дороги общего пользования, но отдельные участки. В полномочия властных структур входит определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств.
По закону, если вводить платный проезд, совсем не обязательно строить бесплатную альтернативную дорогу - достаточно лишь найти объезд. При этом он не должен быть длиннее платной дороги более, чем в три раза. Представьте: расстояние от пункта «А» до пункта «В» - 50 километров. Но его надо преодолеть по платной трассе. Если ехать по бесплатной - можно проехать и все 150 километров. Что будете выбирать?
Предполагается, что платным будет передвижение только по недавно построенным и отремонтированным дорогам, проектная документация которых утверждена после 14 ноября 2007 года - дня вступления в силу закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. При подготовке материала мы нашли информацию о том, что властям на местах разрешили брать с водителей от 1 до 6,5 рублей за километр «золотого» полотна. Как рассказал в интервью «Российской газете» вице-премьер Сергей Иванов, точную стоимость на каждой дороге определит Правительство. То есть местные органы власти могут выбрать платный участок дороги, а оценят его вышестоящие структуры, так получается? Кроме того, ежегодно тариф будет индексироваться с учетом инфляции и изменения размера ВВП. Однако, какие именно факторы повлияют на установление того или иного ценника, неясно. Выходит, автомобилистам за пользование дорогами придется отдавать деньги дважды – к транспортному налогу прибавятся еще и поборы за проезд по платным трассам. Вот только для милиции/полиции, ГИБДД и «Скорой помощи» проезд по коммерческим трассам не будет стоить ни рубля.
Еще в январе премьер-министр России Владимир Путин утвердил правила пользования платными дорогами. На проезд водителям будут выдавать талоны двух видов - на определенное число поездок или на какой-то период времени. Если в пути у машины возникли технические неполадки, и своим ходом она следовать не может, то управляющая платной дорогой компания (такая тоже появится, а вот кто ее будет выбирать – вопрос туманный) обязана бесплатно на эвакуаторе доставить транспортное средство на охраняемую стоянку и бесплатно держать минимум сутки.
- Есть опасение, что местные власти в погоне за деньгами будут делать как можно больше платных дорог, - рассказал порталу «Business FM» адвокат и правозащитник, вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. - Особое внимание необходимо уделить тому, куда будут уходить полученные средства. Главное, чтобы не в чей-то чиновничий карман, как у нас это часто бывает. Без жесткого контроля инициатива будет абсолютно бесполезной. Россияне обязательно что-то придумают, чтобы не платить. Где-то ксиву покажут, чтобы проехать, где-то найдут, как въехать на дорогу, минуя препятствия, а где-то и просто шлагбаум сломают. Учитывая, что для многих автовладельцев платить за использование дороги будет не по карману, думаю, что будет именно так. Не уверен, что нововведение в России приживется.
Может быть, автомобилистов сможет утешить то, что в перспективе (отдаленной или не очень - тоже неясно) станет развитие дорожного сервиса? Вдоль трасс должны будут появиться многофункциональные центры - кафе, станции обслуживания автомобилей, торговые площадки.
Марина ПЕТРОВА.
map@province-pskov.ru