Мы наблюдали маневр, который совершают почти все эстонские «бензинщики». Эти люди, как известно, зарабатывают неплохие деньги, торгуя российским горючим. Бензин наши предприимчивые соседи перевозят через Государственную границу в объемистых баках своих авто (как правило, это «Вольксвагены»), делая в сутки как минимум две поездки.
За проезд по автомобильной дороге Куничина Гора - Старый Изборск иностранцы обязаны заплатить. Для легковых автомобилей полагается плата 150 рублей, для микроавтобусов -230 и так далее. Ценник можно увидеть в приложении к Постановлению администрации области, он вывешен на стене пункта оплаты за проезд по платной дороге. Для машин «региона 60» - проезд бесплатный. Этим и пользуются вышеописанным способом «бензинщики». Это им почти всегда удается, потому что фотоэлемент с опозданием фиксирует вторую машину, и шлагбаум не успевает ее остановить.
- У многих наших сотрудников машины получали сзади удар от слишком нетерпеливых «бензинщиков», - говорит начальник таможенного поста Куничина Гора Сергей Белоусов. - Самая большая неприятность, которая может случиться с эстонцами при совершении маневра, получить удар шлагбаумом по крыше автомобиля. На этот случай к кабине иномарки прикрепляется резиновый шланг, смягчающий удар. Если все-таки шлагбаум успевает закрыть дорогу, перевозчик бензина возвращается на исходную позицию в ожидании другой псковской машины.
Сергей Белоусов сообщает, что за сутки через Куничину Гору из Эстонии в Россию проехали 496 машин. Из них только около десяти процентов - машины с туристами или частные лица, которые ехали по делам. Остальные авто принадлежали «бензинщикам».
Можно подсчитать, сколько денег потеряла Псковская область за одни сутки от неуплаты за пользованием дороги. А сколько она теряет за неделю, за месяцы… Люди, которые взимают плату, на такие нарушения, по словам таможенников и нашим собственным наблюдениям, вообще никак не реагируют. Хотя они видят, каким способом эстонские автомобили оказываются на платной дороге.
Иногда к шлагбауму приезжают гаишники. Тогда здесь на несколько часов воцаряется порядок. Но милиция не может круглые сутки дежурить на границе. Ни таможенники, ни пограничники не отвечают за порядок проезда по платному участку дороги. Это не их зона ответственности. Разве что таможенники могут досадить «бензинщикам», подольше задержав для осмотра их машины. Тогда теряется темп перевозок, и «бизнес» с горючим несет некоторые убытки. Но в таком случае на границе выстраивается очередь из автомобилей, что тоже нельзя допускать.
- Некоторые самые предприимчивые «бензинщики» даже в новогоднюю ночь, когда все сидят за праздничными столами, отправляются в рейс, - замечает Сергей Белоусов. - Они ловят миг. Ведь в это время на бензоколонках не бывает очередей.
Анатолий ТИХАНОВ.
kot@province-pskov.ru.
Фото автора.