Разыскивать Сергея К. было некому – ни родителей, ни других родственников у мужчины не было, с женой давно развелся. Поэтому день - 29 марта 2008 года, когда 32-летний мужчина не вышел на работу, остался практически не замеченным. Судьба одинокого человека, зарабатывающего на жизнь шабашками на стройках, похоже, никого не волновала. Бывшая супруга, хоть и приезжала в поисках Сергея и к нему домой, и на место работы, в розыск все-таки не подала – не жена. И только в феврале 2010-го стало понятно, что Сергея все это время уже не было в живых, а останки его находились совсем близко – в 24 метрах от дома, который он строил.
Выяснилось это совершенно случайно, когда единственного свидетеля убийства Сергея К. милиционеры стали допрашивать в качестве свидетеля по другому уголовному делу. Следователю тот все и рассказал об обстоятельствах убийства, и о месте, где был закопан труп. Но к тому времени о преждевременной кончине Сергея знали еще несколько человек. К слову, и владельцу строящегося дома одна из общих знакомых годом раньше проговорилась, что на его участке зарыт труп. Но, поскольку женщина была пьяна, такое утверждение хозяину показалось абсурдным, и он не поверил. Тело убитого Сергея еще несколько месяцев пролежало в земле на глубине одного метра. И только зимой 2010-го к месту предполагаемого убийства, злополучному строительному вагончику в деревне Дуброво Псковского района выехали сотрудники правоохранительных органов.
Очень быстро на кровати и матраце они нашли пятна бурого цвета, а вскоре - и сами останки. Полуразложившийся труп в свертке из мешковины лежал в земле возле недостроенного дома. И только судебно-медицинская экспертиза смогла обнаружить на трупе «неизвестного» надрез на четвертом левом ребре. Эксперты установили также, что повреждение было еще прижизненным. Скажем сразу, что именно расположение и характер удара помогли экспертам опровергнуть версию убийцы, утверждавшего, что погибший якобы случайно наткнулся на нож.
Сам подсудимый, 32-летний Виталий М., через два года после убийства написавший явку с повинной, вину признал лишь частично. Он согласился, что смерть Сергея наступила в результате его удара ножом в область сердца, но напрочь отрицал умысел на убийство. События, произошедшие 28 марта 2008 года, он изложил следующим образом. Трое приятелей, работавшие в одной строительной бригаде, отмечали в вагончике день рождения одного из них, Владимира В. Спиртного в тот день, разумеется, было выпито немало. Дошло до того, что Виталий и Сергей поспорили. Виталий, чтобы переубедить Сергея, стоявшего спиной, сделал к нему шаг с зажатым в руке ножом, которым прежде резал колбасу. И лишь по нелепой случайности именно в этот момент Сергей резко обернулся, и нож пришелся ему прямо в сердце…
Кровь хлынула фонтаном, Сергей захрипел и умер уже через несколько минут. Мужчины даже не успели вызвать «Скорую помощь». Поскольку они сильно испугались, то решили труп… закопать. Под утро Виталий и Владимир вынесли бездыханное тело в машину, стоявшую рядом с вагончиком, и прямо в фундаменте строящегося дома начали рыть яму. Но довести начатое до конца так и не смогли – снова напились. Владимир уснул, а Виталий в это время выкопал еще три ямы - чтоб никто не знал, где захоронен труп. Дождавшись вечера, Виталий вытащил тело из машины и закопал его в одной из трех вырытых ям. Владимиру же он сообщил, что уже похоронил их друга.
Единственный свидетель, Владимир, эту же историю изложил несколько иначе. Да, выпивали, отмечали день рождения. Но Сергей с Виталием начали ругаться, и после того, как Виталий «завелся», он раза два-три ударил Сергея кулаком в грудь. Поскольку Сергей был молчаливым, не склонным к конфликтам человеком, то после этого он просто отошел в сторону и лег на кровать, а сам Владимир отправился к плите готовить закуску – чтобы продолжить празднование.
- Когда я обернулся в их сторону, то увидел, что Виталий сидит на корточках возле кровати, а Сергей лежит на постели лицом вверх, - рассказывал свидетель. – Когда я подошел ближе, то рассмотрел, как из груди идет кровь, на полу валяется нож. Через 2-3 минуты Сергей захрипел и умер.
В дальнейшем его показания сходились с версией подсудимого. Поскольку сам момент удара ножом свидетель не видел, то понять, как все произошло на самом деле, было довольно непросто. И хоть достоверно установить причину и время смерти эксперты так и не смогли (более того, им не удалось полностью идентифицировать найденные останки с прижизненными фотографиями Сергея, предоставленными его бывшей женой), они все-таки доказали, что подсудимый лжет. И что нанести удар из положения стоя, чтобы образовался имеющийся на 4-м ребре погибшего надрез, как сначала рассказал, а на следственном эксперименте продемонстрировал Виталий М., невозможно. Эксперты, проводившие ситуационную медицинскую судебную экспертизу, определили, что ранение могло быть получено при обстоятельствах, которые описал свидетель. То есть удар ножом был нанесен в тот момент, когда погибший находился в положении лежа. Поэтому суд не поставил под сомнение показания свидетеля, а доводы защиты об отсутствии в действиях Виталия М. умысла на убийство суд посчитал несостоятельными и не подтвержденными.
Учитывая, что все свидетели в продолжение судебного процесса характеризовали Виталия М. как человека вспыльчивого, агрессивного, особенно – в состоянии алкогольного опьянения (не напрасно же Владимир молчал почти два года!), то суд пришел к выводу, что мотивом убийства явилась личная неприязнь, кратно усиленная состоянием алкогольного опьянения. Вину Виталия М. в совершении умышленного убийства суд счел доказанной и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В ТЕМУ
Сергей Капитонов, прокурор Псковского района:
- Сложность этого уголовного дела заключается в том, что причина смерти убитого наверняка не была установлена. За несколько лет моей работы на должности прокурора района это второй подобный случай.
Лариса АНДРЮШИНА.
ali@province-pskov.ru.
Материалы представлены прокуратурой Псковского района.