Когда-то жизнь в деревне Большая Толба, что находится почти на берегу Псковского озера, где в него впадает речка Толбица, била бурным ключом. Рыболовецкий промысел, которым всегда славился поселок, работал бесперебойно и кормил жителей испокон веку. Сегодня коренные жители Толбы, коих осталось тоже немного, признаются, что деревня давно перестала быть рыболовецкой.
Михаил Васильевич коренной житель Толбы и рыбак с двадцатилетним стажем. Здоровье не позволяет ему, как в былые годы с головой посвящать себя любимому делу. Но поудить для души Михаил Васильевич время находит всегда.
- Я вырос в этой деревне. Мне как-то обидно и не по себе оттого, что с ней стало. Рыбный промысел умер. Казалось бы, рыба сейчас дорогая, так чего бы не зарабатывать на ней? А потому что не выгодно сегодня быть промысловым рыбаком. Сети стали стоить в три раза дороже. За бензин заплатишь, силы затратишь, технику отремонтируешь… А выловленная рыба, даже если повезет, едва затраты окупит. Смысла в такой ловле никакого. Еще и квот на вылов не получить. Местные рыбаки, что еще живут по берегам с промысла рыбы, сейчас надеются, что весной им все же удастся получить разрешение на ловлю в Псковско-Чудском озере. Тогда будет шанс подзаработать копейку.
Раньше Большая Толба входила в состав рыболовецкого колхоза, который находился на острове Залита. В каждой семье тогда были рыбаки. Как рассказывают местные жители, нынче коренного населения в Толбе осталось процентов двадцать. Дома в деревне стали активно скупать дачники - места здесь красивейшие. И от былой рыбацкой Толбы осталось немного. Мужики сегодня вспоминают, что в советские времена здесь и форелевое хозяйство работало, и больше ста гектаров пахотных земель было, и пункт приема рыбы от залитского колхоза… Проблем с рабочими местами не было: кто хотел - все работали. В девяностые ситуация стала меняться, и постепенно от рыболовецкой деревни осталось лишь имя.
- У нас один шанс, что восстановится колхоз на Залите. Ходят разговоры о строительстве там рыбозавода. Если что-то сдвинется с мертвой точки, то, конечно, уйдем в колхоз, - рассказывает другой местный рыбак Михаил. - Тогда хоть не станет проблем с получением квот. Их ведь может получить только предприятие, частнику не выдается разрешение на промысловый лов. Поэтому самостоятельно заниматься промысловым ловом не получится. Заедят различные инспекции. В середине 90-х мы пытались организовать фермерское рыболовство, но ничего не вышло.
В управлении сельского хозяйства Псковской области нам сообщили, что сейчас в рамках программы по развитию Талабских островов продолжается работа по созданию государственного унитарного предприятия (ГУП) - продолжателя деятельности рыболовецкого колхоза. В данный момент этим вопросом занимается государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям. Когда предприятие будет создано, оно, помимо прочего, будет распределять квоты на ловлю рыбы среди рыбаков Талабских островов и прибрежных материковых деревень. Если хватит областных денег, то возродят и форелевое хозяйство. Проблема лишь в том, что еще идет только документационная работа, и вопрос по созданию предприятия решится далеко не завтра. Как сообщили в комитете по имущественным отношениям, сейчас идет стадия формирования перечня имуществ.
- Из города к нам за рыбой уже давно не приезжают, - рассказывает продавец из магазина в Большой Толбе Нина Боброва. - Все в курсе, что здесь нет настоящего промысла. И рыбу у нас в магазине вы не купите. Лицензий на промысел нет, поэтому никто ее не продает.
Владимир КАПУСТИНСКИЙ.
vvk@province-pskov.ru
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА.