
Командир катера старший мичман Юрий Бурдилов дает малый ход, корабль маневрирует по льду, и на скорости 40 километров в час, зависнув на 60 сантиметров над поверхностью льда, устремляется в сторону Псковского озера. «Арго» может промчать и «с ветерком», под сотню километров в час. Но такое лихачество не безопасно, можно перевернуться.
Выходим в Псковское озеро. Справа российская территория, слева заграница - эстонская земля. Внешне - никакой разницы. По всему горизонту белое безмолвие, и узкие полоски темного леса отделяют берег от пасмурно-серого неба. Черные точки на льду с той и другой стороны - это рыбаки. Юрий Бурдилов выбирает маршрут. Он каждый день - новый. Такой порядок на границе. Это только внешне пустынными кажутся берега соседнего государства, которое является членом НАТО. Наблюдение за передвижением российских пограничников можно вести скрытно, как военными, так и контрабандистами. Пока им приходится иметь дело только с рыбаками, которые, как с эстонской, так и с нашей стороны, частенько по неосторожности нарушают Государственную границу. Хотя как посмотреть: чья-то «неосторожность» может оказаться обычной проверкой на бдительность. На встречном курсе появляется пограничный катер. Он останавливается, его экипаж, два мичмана, выбираются наружу, становятся вдоль борта по стойке «смирно» и отдают нам честь. Я подумал, что такой теперь порядок на пограничных катерах. Юрий Бурдилов довольный, смеется:
- Прикалываются ребята. У меня сегодня день рождения, вот они и поздравляют.
Мы тоже поздравляем командира. Он уже лет семь свой день рождения встречает на службе. Никак не получается отметить праздник в выходной.
Справа проступают горбатые спины Талабских островов. Их жителям пограничники зимой и в период половодья доставляют продукты. В прошлый месяц на Колпино они привозили хлеб, и уже собирались возвращаться, как вдруг с острова поступил звонок: мужчина в тяжелом предынфарктном состоянии. Пограничники вывезли его на материк, где больного ожидала скорая помощь. Граница по льду обозначена вешками. Наш катер держит курс, конечно, не только по ним, но и по показаниям электронного «навигатора». Замечаем эстонского пограничника. Он несет службу на снегоходе. Остановился, внимательно смотрит в нашу сторону. У эстонцев имеются скоростные современные катера, квадроциклы. Юрий Бурдилов говорит, что технически мы оснащены не хуже, а в чем-то даже лучше эстонских коллег. «Арго» шесть лет служит на границе, и ни разу, по словам второго члена экипажа, мичмана Константина Иванова, отвечающего за техническую часть судна, не становился на ремонт.
Входим в Теплое озеро, минуем самый узкий участок границы, его ширина менее полутора километров. С двух вышек, российской и эстонской, за нами внимательно следит электроника. На Теплом озере лед рассекают широкие трещины, во многих местах он стал темно-серым от проступающей воды. Двенадцать лет назад где-то здесь ушли под лед на снегоходах два офицера-пограничника. Во время весеннего паводка работы экипажам катеров прибавляется. Помимо охраны границы придется выручать из беды потерявших всякий страх рыбаков. Многие приезжают рыбачить на автомобилях. Любителей подводного лова не страшит тонкий лед и вода, поднимающаяся выше щиколоток. Пограничники не имеют права запретить ловить рыбу. Их обязанность проверить документы, разрешение на проезд в пограничную зону.
На льду Чудского озера разместился целый городок рыбаков. Некоторые разбили палатки. Параллельно нашему катеру на приличной скорости мчится «Нива». Идем наперерез лихачу, включаем сирену, останавливаем. У рыбаков документы в порядке. Есть даже два «навигатора», которые четко отслеживают местонахождение рыбаков относительно границы. В этом году 14 раз российские рыбаки оказывались на эстонской территории, и семь раз заблудились эстонцы. Сейчас на псковских озерах можно встретить рыбаков не только из Псковской области, но и Питера, из Москвы и даже Нижнего Новгорода. Фанаты подледного лова стремятся в наши края, чтобы узнать, какая рыба здесь водится, как клюет, просто посмотреть на местные красоты.
От постоянного перемещения по льду по разным направлениям совсем потерял ориентиры, и уже не знал, где наш берег, а где - эстонский.
- Так и бывает, - понимающе кивает головой Юрий Бурдилов. - В прошлом году мы за одну ночь спасли восемь человек, которые по этой причине заблудились. Однажды на Чудском озере даже спасателям МЧС пришлось помогать, когда у них заглох катер, и они оказались на оторванной от берега льдине.
Наш маршрут закончился у маленького островка, покрытого невысоким кустарником. Бурдилов загадочно улыбается, простирает руку в сторону островка и торжественно заявляет:
- Мы находимся на том месте, где Александр Невский дал «оторваться» немецким рыцарям. Не пропустил их на псковский берег.
С этого места мы и отправились в обратный путь.
Анатолий ТИХАНОВ.
kot@province-pskov.ru.
Фото автора.