Раз в месяц пожилые люди ждут появления почтальона с пенсией, как манны небесной. Но Мария Ивановна не из их числа. Деньги ей, конечно, нужны, других источников дохода у нее нет. Но необходимость расписываться в ведомости рядом со СНИЛСом (страховым номером индивидуального лицевого счета) она считает… личным оскорблением, нарушающим ее права и свободы, противоречащим религиозным убеждениям.
По мнению нашей героини, душа человека уникальна. А потому ее недопустимо идентифицировать с цифровым кодом, который присваивается «пожизненно и посмертно». Кроме того, в навязанном государством номере «хорошо виднеются рога», то есть комбинация чисел соответствует коду дьявола. Основываясь на этом убеждении, Мария Ивановна неоднократно обращалась в Пенсионный фонд с требованием «отменить» СНИЛС и получать заслуженную пенсию из рук в руки, без всяких сопроводительных документов. Корреспондент «Псковской провинции» решила встретиться с Марией Ивановной лично и узнать, что она думает по этому поводу. Однако осуществить свое намерение оказалось не так-то просто…
От встречи у себя дома или на нейтральной территории пенсионерка категорически отказалась. По ее словам, Господь не дает сил часто выходить из дома и тратить время на пустые беседы, которые все равно не собьют ее «с пути истинного». И все-таки автору этих строк удалось немного разговорить Марию Ивановну. Выяснилось, что она ведет затворнический образ жизни. От бытовой техники и мобильного телефона держится подальше, считая блага цивилизации проявлениями бесовства. Зато пенсионерка регулярно ходит в церковь. Это сейчас, а до того работала на производстве и была ярой атеисткой. К вере пришла в начале 90-х годов после смерти матери. Духовный отец Марии Ивановны отрицательно относился к замене паспортов и другим государственным нововведениям. И призвал ее «держаться подальше от всего наносного». Наставника этого уже нет в живых, а другие святые отцы, между прочим, ничего не имеющие против СНИЛС и активно использующие их в светской жизни, Марии Ивановне «не указ».
Наша героиня не одинока в своем убеждении (или заблуждении - кто как понимает). Требования об отказе от СНИЛС поступают в отделения Пенсионного фонда и прокурорские органы практически всех регионов России. Более того, существует международная организация по борьбе со СНИЛС, ИНН и микрочипами. Все заявления похожи друг на друга, как близнецы-братья. Напрягаться нет нужды. Единый бланк уже готов и даже распечатан на компьютере, который – удивительное дело – до сих пор не признан бесовской машиной. Пенсионерам же остается только вписать свой адрес и инициалы. В Интернете даже есть сайт, на котором даются юридические рекомендации по составлению подобных заявлений. Там же верующих убеждают пользоваться старыми образцами паспортов и медицинских полисов, говорят о вреде глобализации и повсеместного введения электронных универсальных карт.
В связи с длительным неполучением пенсий по религиозным убеждениям в Псковской области закрыты восемь выплатных пенсионных дел. Впрочем, о массовом характере отказов от СНИЛС, по крайней мере, в нашем регионе, говорить пока не приходится. По данным ПФРФ по Псковской области, за период с 2002 по 2009 годы поступило 167 таких обращений. В прошлом году и в первые три месяца 2011 года особенную активность в борьбе со СНИЛСами проявили жители Печорского района, представив в местное управление ПФР в общей сложности около шестидесяти заявлений. Возможно, это связано с тем, что к святым местам стягиваются паломники со всей страны. Некоторые ведут себя неадекватно и даже агрессивно, сами отказываясь от социальных гарантий и сбивая с толку других. Три года назад у здания Управления ПФР в Печорском районе прошла публичная несанкционированная акция по призыву пенсионеров к отказу от СНИЛС. Ее организаторы - верующие из Санкт-Петербурга и Москвы – раздавали пенсионерам печатные бланки отказных заявлений. Причем официальное благословление настоятеля Псково-Печерского монастыря на получение пенсий и социальных выплат не изменило отношение противников СНИЛС. Несмотря на явную спорность их аргументов, сотрудники Пенсионного фонда терпеливо встречаются с каждым отказником и разъясняют свою позицию.
- Присвоение страхового номера индивидуальному лицевому счету обусловлено совершенствованием пенсионного законодательства, упрощением порядка и ускорения процедуры назначения трудовых пенсий, - объясняет прописные истины заместитель начальника Управления ПФ в Пскове и Псковском районе Псковской области Светлана Левина. - Использование цифрового кода для индивидуального не нарушает законных прав и свобод граждан (в том числе и права на имя), а наоборот помогает каждому реализовать закрепленное Конституцией право на пенсионное обеспечение. Кроме того, аннулировать присвоенный страховой номер невозможно чисто технически.
Не ясно, дойдут ли до отказников когда-нибудь доводы прокуратуры, Пенсионного фонда и православной церкви, с которой, между прочим, они себя позиционируют. Но в том, что их надуманные требования никогда не будут удовлетворены, сомневаться не приходится. Сами по себе цифры не представляют угрозы для жизни, а вот душевное здоровье может быть подорвано. Впрочем, настораживает в этой ситуации совсем другое обстоятельство. Вера дает человеку силы, слепая вера эти силы отнимает. Но если за благими намерениями скрывается фанатизм, легко не заметить волка в овечьей шкуре… В наши дни последствия духовного экстремизма бывают не менее разрушительными, чем результаты открытых боевых действий. Надеемся, до этого не дойдет…
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
В ТЕМУ
Александр Москалев, врач-психиатр:
- Не берусь комментировать данную ситуацию, поскольку не общался с ее героями лично и не знаю всех нюансов. Но могу заявить со всей ответственностью, что болезненная за-цикленность на чем-либо - это тревожный признак. В некоторых случаях она может привести к душевному расстройству или же быть его первым симптомом, как при шизофрении или синдроме навязчивых состояний.
Елена Бушанова, психолог и нумеролог:
- Цифры нас окружают везде, начиная с почтового адреса и заканчивая личным именем. Каждая буква алфавита имеет свое числовое соответствие, но это же не мешает вам нормально жить и проповедовать свою веру. Неприятие номерных документов - это не просто опасное суеверие, но и элементарная безграмотность. Не число делает человека, а человек стоит выше всех чисел. И они ни как на него не повлияют, если он на самом деле доверяет Богу. И все, что ниспослано им, принимает смиренно.
Иоанн Крестьянкин, архимандрит Псково-Печерского монастыря, из обращения к верующим, 2002 год:
- Дорогие мои, как мы поддались панике - потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения?... У Господа нет понятия о человеке как о номере. Номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души.
Вряд ли покойный архимандрит получает удовлетворение, когда ссылаются на его обращение по поводу такого безобидного номера. А почему на других святых отцов с противоположным мнением никто не ссылается? Вероятно, это НЕВЫГОДНО.