Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 08:32

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №15 (9509), 20/04/2011

Ансамбль "Веретье": песню надо не петь, а играть!

В феврале прошлого года на небосклоне псковской культуры зажглась новая звездочка – фольклорный ансамбль Тямшанского Дома культуры «Веретье». И закрутилось. Первый концерт состоялся уже в апреле, после чего артистов «засыпали» приглашениями: в общей сложности они дали около двадцати концертов, побывали на фестивале «Славянские ключи» и «Сетомаа. Семейные встречи -2010», на Всероссийской Масленице. Через несколько месяцев после создания самодеятельному коллективу уже было присвоено звание народного. Для начала совсем неплохо.

У большинства артистов нет музыкального образования, да и профессии их никакого отношения к пению не имеют. Одни работают в Тямшанском приюте, другие на таможне, в котельной, на радио и в службе судебных приставов. В общем, каждый занят своим делом. Но когда коллектив в полном составе появляется на сцене, язык не поворачивается назвать его художественной самодеятельностью в хрестоматийном смысле этого слова. На глазах у зрителей разворачивается захватывающий мини-спектакль, в котором нет ни пафоса, ни навязчивого желания понравиться публике. Артисты не поют и не играют, они проживают песню. Отрывки из традиционных обрядов, танцы и песни пробуждают генетическую память и чувство сопричастности к духу великого русского народа. Во всем, что происходит в коллективе, чувствуется рука мастера, объединяющая и направляющая в мирное русло разные творческие темпераменты артистов. Имя этого мастера - Елена Обухова. Она окончила Ижевское культурно-просветительное училище и Ленинградский институт культуры, а на Псковской земле была создателем знаменитых коллективов «Очелье», «Братчина» и «Ярило». И вот теперь под ее «крылом» оказалось «Веретье». О том, как всего за год удалось «сколотить» команду единомышленников и добиться успеха, Елена Обухова рассказала корреспонденту «Псковской провинции».

- Глядя на то, как вы работаете на сцене, кажется, что народные традиции у вас «в крови»…

- Возвращение к истокам стало для меня откровением. Интерес к фольклору повлиял и на мой выбор профессии. Я поступила в Ленинградский институт культуры на отделение «руководитель самодеятельного коллектива народного пения». Человеку, изучающему фольклор, мало посещать лекции в институте. Он должен общаться с носителями традиционной народной культуры и с головой погрузиться в эту атмосферу. Поэтому с первого же года учебы я стала ездить в фольклорные экспедиции в разные регионы России. После окончания института, по распределению попала в Псков. Живу здесь без малого четверть века, прикипела к этим местам.

- Говорят, что по семейным обстоятельствам вы были вынуждены уйти из культуры. Что заставило вернуться?

- Истосковалась по творчеству. В феврале прошлого года мне позвонили из районного центра культуры и предложили создать молодежный фольклорный ансамбль. В глубине души я была готова к тому, чтобы вернуться в культуру, ответила согласием.

- Вы создавали новый коллектив практически с нуля. Что было самым сложным?

- Сломать стереотипы. Сейчас в ансамбле двенадцать человек, поначалу было и того меньше. А от меня, видимо, ожидали чего-то более масштабного. Но на то я и специалист по фольклору, чтобы следовать традициям народного творчества. Где вы видели, чтобы в деревнях пели целыми хорами? Им, что больше знаться было нечем? В избе собиралось человек по 10-12, фольклорное пение должно быть не хоровым, а ансамблевым. Вот и мы хотим быть близки к оригиналу. Кроме того, нелегко было изменить привычную манеру пения, утвержденную в свое время еще хором Пятницкого. Плоский звук для фольклора не приемлем.

- А чем академическое пение отличается от фольклорного?

- Прежде всего, манерой звукоизвлечения. Народную песню нельзя выхолащивать! В ней нужно сохранить ритмические и диалектологические особенности оригинала. Впрочем, мы не занимаемся точным копированием песни, а адаптируем ее к возможностям коллектива. У каждого артиста свой тембр и мелизматика голоса, и это тоже надо учитывать. Я согласна с фольклористами, которые утверждают, что песню надо не петь, а играть. Это как с моряками – они не плавают, а ходят в море. Так и с песенным народным творчеством. Для того, чтобы петь фольклор, к нему надо прийти…

- Вы говорите, что в фольклорном коллективе не должно быть больше десяти-двенадцати участников, значит остальным путь в «Веретье» закрыт?

- Ничего подобного, мы принимаем всех, кто хочет заниматься народным пением, независимо от того, есть слух или нет. Дело в том, что способности к народному пению генетически заложены в каждом человеке, только у одних есть желание их развивать, а у других – нет. Кроме того, настоящий фольклор синкретичен, то есть артист должен уметь и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах. Если у него не очень хорошо получается одно, он реализует себя в другом, и одновременно совершенствуется в третьем. Впрочем, освоение танца и игры на музыкальных инструментах – обязательная программа для каждого участника коллектива. Не дается тебе, к примеру, балалайка, бери в руки ложки. Но только играй!

- Какой у вас репертуар?

- Мы играем песни Псковской, Новгородской, Смоленской, Тверской и Ленинградской областей. Показываем отрывки и свадебных, масленичных, рекрутских, пасхальных и других обрядов. Большая часть материала собрана в фольклорных экспедициях, в которых, повторюсь, я сама принимала участие. Ну и, конечно, поддерживаю связь со своими преподавателями из института, которые всегда мне помогают советом и информацией. Наши репетиции больше похожи на посиделки, чем на мучительный творческий процесс. Делаю я это сознательно. От того, какой будет создан настрой, во многом зависит успех дела. Все начинается с обязательного перекуса, ведь многие артисты приходят в Дом культуры сразу после работы. Мы спокойно пьем чай с плюшками и обсуждаем последние новости. Потом я озвучиваю план репетиции и начинается работа. Артисты слушают диски и смотрят видеоматериалы. Обязательным моментом является вхождение в так называемое этнографическое сознание. Я рассказываю о народных костюмах и элементах русского быта, о символике и особенностях некоторых обрядов. Вокально-хоровая работа ведется по принципу «из уста в уста», что характерно для передачи в традиционной культуре. И, что, примечательно, мы постоянно меняем место репетиций. Начинаем петь в хоровом классе, потом переходим в кабинет народного быта, где проходят занятия рукоделием. А завершаем репетицию в фойе – там есть, где развернуться и потанцевать…

- Какие отношения у вас сложились с артистами?

- Полное взаимопонимание. Это очень добрые, открытые и сердечные люди, на которых всегда можно положиться. Кроме того, они большие трудяги, и с готовностью идут на любые творческие эксперименты. Мне нет нужды быть администратором - все хозяйственные хлопоты берут на себя мои артисты. Они занимаются и финансовой стороной нашей деятельности, и пошивом костюмов, и необходимыми бумагами. Несмотря на то, что я являюсь «играющим тренером» и вместе с коллективом работаю на сцене, они отлично справляются и без меня. Вместе же мы составляем единое целое, команду единомышленников. И поем не для того, чтобы петь. Все гораздо глубже и значимей. Жизнь в коллективе - это школа общения, взаимопроникновения и взаимовыручки.

- О чем вы мечтаете?

- В будущем мы хотим создать детский ансамбль и фольклорный театр «Колесо», в работе которого приняли бы участие все жители поселка от мала до велика. Ведь любви к народному творчеству все возрасты покорны…

Ульяна МИХАЙЛОВА.

umi@province-pskov.ru

Оцените статью:


Комментарии

Рашида габдрахманова | 27/09/2011 01:56
Признательна Лене за преданность музыке

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ТРАДИЦИИ

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков