В феврале прошлого года на небосклоне псковской культуры зажглась новая звездочка – фольклорный ансамбль Тямшанского Дома культуры «Веретье». И закрутилось. Первый концерт состоялся уже в апреле, после чего артистов «засыпали» приглашениями: в общей сложности они дали около двадцати концертов, побывали на фестивале «Славянские ключи» и «Сетомаа. Семейные встречи -2010», на Всероссийской Масленице. Через несколько месяцев после создания самодеятельному коллективу уже было присвоено звание народного. Для начала совсем неплохо.
У большинства артистов нет музыкального образования, да и профессии их никакого отношения к пению не имеют. Одни работают в Тямшанском приюте, другие на таможне, в котельной, на радио и в службе судебных приставов. В общем, каждый занят своим делом. Но когда коллектив в полном составе появляется на сцене, язык не поворачивается назвать его художественной самодеятельностью в хрестоматийном смысле этого слова. На глазах у зрителей разворачивается захватывающий мини-спектакль, в котором нет ни пафоса, ни навязчивого желания понравиться публике. Артисты не поют и не играют, они проживают песню. Отрывки из традиционных обрядов, танцы и песни пробуждают генетическую память и чувство сопричастности к духу великого русского народа. Во всем, что происходит в коллективе, чувствуется рука мастера, объединяющая и направляющая в мирное русло разные творческие темпераменты артистов. Имя этого мастера - Елена Обухова. Она окончила Ижевское культурно-просветительное училище и Ленинградский институт культуры, а на Псковской земле была создателем знаменитых коллективов «Очелье», «Братчина» и «Ярило». И вот теперь под ее «крылом» оказалось «Веретье». О том, как всего за год удалось «сколотить» команду единомышленников и добиться успеха, Елена Обухова рассказала корреспонденту «Псковской провинции».
- Глядя на то, как вы работаете на сцене, кажется, что народные традиции у вас «в крови»…
- Возвращение к истокам стало для меня откровением. Интерес к фольклору повлиял и на мой выбор профессии. Я поступила в Ленинградский институт культуры на отделение «руководитель самодеятельного коллектива народного пения». Человеку, изучающему фольклор, мало посещать лекции в институте. Он должен общаться с носителями традиционной народной культуры и с головой погрузиться в эту атмосферу. Поэтому с первого же года учебы я стала ездить в фольклорные экспедиции в разные регионы России. После окончания института, по распределению попала в Псков. Живу здесь без малого четверть века, прикипела к этим местам.
- Говорят, что по семейным обстоятельствам вы были вынуждены уйти из культуры. Что заставило вернуться?
- Истосковалась по творчеству. В феврале прошлого года мне позвонили из районного центра культуры и предложили создать молодежный фольклорный ансамбль. В глубине души я была готова к тому, чтобы вернуться в культуру, ответила согласием.
- Вы создавали новый коллектив практически с нуля. Что было самым сложным?
- Сломать стереотипы. Сейчас в ансамбле двенадцать человек, поначалу было и того меньше. А от меня, видимо, ожидали чего-то более масштабного. Но на то я и специалист по фольклору, чтобы следовать традициям народного творчества. Где вы видели, чтобы в деревнях пели целыми хорами? Им, что больше знаться было нечем? В избе собиралось человек по 10-12, фольклорное пение должно быть не хоровым, а ансамблевым. Вот и мы хотим быть близки к оригиналу. Кроме того, нелегко было изменить привычную манеру пения, утвержденную в свое время еще хором Пятницкого. Плоский звук для фольклора не приемлем.
- А чем академическое пение отличается от фольклорного?
- Прежде всего, манерой звукоизвлечения. Народную песню нельзя выхолащивать! В ней нужно сохранить ритмические и диалектологические особенности оригинала. Впрочем, мы не занимаемся точным копированием песни, а адаптируем ее к возможностям коллектива. У каждого артиста свой тембр и мелизматика голоса, и это тоже надо учитывать. Я согласна с фольклористами, которые утверждают, что песню надо не петь, а играть. Это как с моряками – они не плавают, а ходят в море. Так и с песенным народным творчеством. Для того, чтобы петь фольклор, к нему надо прийти…
- Вы говорите, что в фольклорном коллективе не должно быть больше десяти-двенадцати участников, значит остальным путь в «Веретье» закрыт?
- Ничего подобного, мы принимаем всех, кто хочет заниматься народным пением, независимо от того, есть слух или нет. Дело в том, что способности к народному пению генетически заложены в каждом человеке, только у одних есть желание их развивать, а у других – нет. Кроме того, настоящий фольклор синкретичен, то есть артист должен уметь и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах. Если у него не очень хорошо получается одно, он реализует себя в другом, и одновременно совершенствуется в третьем. Впрочем, освоение танца и игры на музыкальных инструментах – обязательная программа для каждого участника коллектива. Не дается тебе, к примеру, балалайка, бери в руки ложки. Но только играй!
- Какой у вас репертуар?
- Мы играем песни Псковской, Новгородской, Смоленской, Тверской и Ленинградской областей. Показываем отрывки и свадебных, масленичных, рекрутских, пасхальных и других обрядов. Большая часть материала собрана в фольклорных экспедициях, в которых, повторюсь, я сама принимала участие. Ну и, конечно, поддерживаю связь со своими преподавателями из института, которые всегда мне помогают советом и информацией. Наши репетиции больше похожи на посиделки, чем на мучительный творческий процесс. Делаю я это сознательно. От того, какой будет создан настрой, во многом зависит успех дела. Все начинается с обязательного перекуса, ведь многие артисты приходят в Дом культуры сразу после работы. Мы спокойно пьем чай с плюшками и обсуждаем последние новости. Потом я озвучиваю план репетиции и начинается работа. Артисты слушают диски и смотрят видеоматериалы. Обязательным моментом является вхождение в так называемое этнографическое сознание. Я рассказываю о народных костюмах и элементах русского быта, о символике и особенностях некоторых обрядов. Вокально-хоровая работа ведется по принципу «из уста в уста», что характерно для передачи в традиционной культуре. И, что, примечательно, мы постоянно меняем место репетиций. Начинаем петь в хоровом классе, потом переходим в кабинет народного быта, где проходят занятия рукоделием. А завершаем репетицию в фойе – там есть, где развернуться и потанцевать…
- Какие отношения у вас сложились с артистами?
- Полное взаимопонимание. Это очень добрые, открытые и сердечные люди, на которых всегда можно положиться. Кроме того, они большие трудяги, и с готовностью идут на любые творческие эксперименты. Мне нет нужды быть администратором - все хозяйственные хлопоты берут на себя мои артисты. Они занимаются и финансовой стороной нашей деятельности, и пошивом костюмов, и необходимыми бумагами. Несмотря на то, что я являюсь «играющим тренером» и вместе с коллективом работаю на сцене, они отлично справляются и без меня. Вместе же мы составляем единое целое, команду единомышленников. И поем не для того, чтобы петь. Все гораздо глубже и значимей. Жизнь в коллективе - это школа общения, взаимопроникновения и взаимовыручки.
- О чем вы мечтаете?
- В будущем мы хотим создать детский ансамбль и фольклорный театр «Колесо», в работе которого приняли бы участие все жители поселка от мала до велика. Ведь любви к народному творчеству все возрасты покорны…
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Признательна Лене за преданность музыке