
Что происходит сегодня в современной классической музыке? Почему не востребованы молодые музыканты? Где черпают энергию исполнители? Об этом и многом другом - из уст Народного артиста России, президента Межрегионального благотворительного фонда "Новые имена", художественного руководителя музыкального фестиваля «Crescendo» Дениса Мацуева.
- Есть суровые законы современной жизни. Ни одна филармония, ни один концертный продюсер, ни один антрепренер или импресарио, если ему не выгодно, не станет вкладывать деньги в новые имена. Им нужен популярный исполнитель, популярная музыка, популярный концерт. Они продадут билеты, получат прибыль, и будут довольны. И это не только наша проблема, на Западе тоже так происходит. Есть некий круг, который с каждым годом сужается, приватная когорта-лидер, 20-25 человек на весь мир, которые играют везде, и пробиться туда новому имени очень сложно. Это дело случая. Музыкант может попасть на удачное прослушивание к дирижеру. Или победа на международном конкурсе, таком как конкурс имени Чайковского, которая дает возможность на несколько лет заявить о себе во всем мире.
И то же самое в России. У нас существуют огромные проблемы с продвижением молодых музыкантов. «Крещендо» - это спасение. Когда музыканты заканчивают консерваторию, они попадают на улицы, уезжают за границу, думая, что там лучше, и потом играют в подземных переходах, а то и вообще завязывают с профессией.
Многие хают советские времена. Я не люблю этого делать... Я жил в ту пору. Обожал ту страну. Система распределения, по окончании консерватории была очень хорошей - музыканты не оставались на улице.
Огромные проблемы существуют у нас в духовом искусстве. Я думаю, уже поздно даже трубить SOS, по-моему, мы, к сожалению, потеряли эту школу. В лучших оркестрах: Темирканова, Федосеева, Спивакова, Гергиева - если кто-то уходит, то за этого музыканта, за хорошего гобоиста, например, просто схватка происходит: начинают торговаться, кто больше зарплату предложит. Нужно немедленно что-то делать. Молодые таланты появляются, но кто им будет преподавать, куда они пойдут дальше? Уедут за границу? Например, Алексей Гринчук, один из лучших гобоистов мира, сейчас первый гобой в Роттердамском оркестре. Скоро в наших оркестрах на духовых будут сидеть иностранцы. Со струнными мы еще как-то держимся, с пианистами все в порядке, но духовики - это огромная проблема.
- Но в концертной программе фестиваля - выступление Татьяны Маляровой. Девушки выходят вперед?
- Это практика довольно распространена на Западе. Женщины очень часто играют на валторнах в лондонских оркестрах, в нью-йоркской филармонии, в Чикаго - в этом ничего зазорного нет. Вообще в последнее время часто замечаю, что женщины становятся мужественнее мужчин. Я сидел в жюри международного конкурса имени Чайковского: все играют очень тонко, женственно. Я не говорю об ориентации в данный момент. Я говорю о внутреннем масштабе. Все какое-то утонченное, к сожалению. Мужского начала очень мало. И в жизни тоже…
- Из тех 25 имен, которые на мировых сценах, какой процент российских исполнителей?
- Я думаю, это 5-8 человек, которые постоянно играют на лучших сценах мира, с лучшими оркестрами. Это русские музыканты. Они остаются все равно самыми лучшими, самыми востребованными. Безусловно, они в этой кагорте тоже есть. И много тех, кто хочет туда пройти. Другой момент - кто их туда возьмет - вот в чем вопрос, если шоу-бизнес, который не имеет ничего общего с классической музыкой, окончательно проник в нее. Если культура станет бизнесом, то, конечно, ничего хорошего не будет. Я могу бесконечно об этом говорить: если мы имеем великую музыку Баха, Моцарта, Бетховена, Шостаковича, Рахманинова, то эту музыку все равно кто-то должен исполнять. И не верьте тем, кто говорит, что классическая музыка умирает. Да, она коммерциализировалась, но это не значит, что ее не стало. И спрос на нее не стал меньше, люди наоборот хотят попасть в концертные залы, и на мой взгляд, это результат сценотерапии. И для музыкантов, которые выходят на сцену, тоже. Потому что я, играющий 168 концертов в году, только в сентябре 27 концертов, без сценотерапии вряд ли бы выдержал такой график. Сцена меня лечит. Я заряжаюсь, восстанавливаюсь на ней. Те флюиды, которые я посылаю в зал, возвращаются ко мне, придают огромные силы.
- Что можете сказать о псковской публике?
- Псковская публика стала своей с первых шагов: не в каждом городе случается такой виртуальный роман с первых секунд. Я объездил больше 110 городов России от Владивостока до Калининграда, в некоторых бывал по 20-25 раз, но Псков сразу стал для меня родным. Здесь очень удивительная атмосфера. Зрители теплые, близкие, переживают за тебя. Я в восторге от этого города.
Виктория ПАВЛОВА.
pva@province-pskov.ru
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА.
Рассказ о седьмом фестивале "Крещендо", читайте в соседнем материале.