Во время нашей беседы с начальником отдела по работе с иностранными студентами Савраевым Игорем Евгеньевичем в кабинет зашел молодой человек, который, как оказалось, приехал из Молдовы по направлению российского Министерства образования. На вопрос «Почему приехал получать образование в Россию?» молодой человек, русский, кстати, по национальности ответил: «Во-первых, я не знаю молдавский…». А во-вторых, видимо, достаточно вспомнить значение слова «национализм» и политику соседних государств по отношению к русскоязычному населению, проживающему на их территориях.
- Основная причина, - по мнению Игоря Савраева, - кроется в том, что уровень образования в России выше, чем в странах СНГ. Поэтому люди и едут сюда получать образование на родном языке.
Например, студентка первого курса факультета психологии Акмарал Орынбаева приехала из Ташкента, где училась в русской школе. После учебы планирует остаться в России. Учится Акмарал по контракту с правом перевестись на бюджетное обучение.
Первокурсник Артем с юридического факультета, тоже приехал из Ташкента вместе с друзьями из одного района, а теперь они стали и однокурсниками, и соседями по комнате. Говорит, что это его решение было очень трудным для матери:
- Она понимала, что это залог моего будущего, но все равно ей было тяжело смириться с этим. Ведь билет в Ташкент туда и обратно стоит шестьсот долларов, летать часто не получится. Поэтому ближайшая поездка домой запланирована на каникулы. А пока главное пережить первую сессию.
Но не все приезжие студенты хорошо владеют русской речью и письменным языком. Для решения этой проблемы на филологическом факультете создана программа дополнительного образования для иностранных граждан «Русский язык как иностранный». Начальник отделения дополнительных образовательных программ для иностранных граждан университета Наталья Молчанова разъяснила, как работает программа.
- Именно эта программа рассчитана на иностранных студентов, которые приезжают к нам учиться, – объясняет Наталья Сергеевна. - Конечно, мы сталкиваемся с проблемами, когда студенты из других государств при поступлении набирают минимальный бал, изъясняются по-русски кое-как, и их знание русского языка является недостаточным для овладения нашими образовательными программами. Поэтому без параллельного обучения русскому языку невозможно. Хотя пытаются это совместить, скажу честно, не все. Ведь это дополнительная нагрузка – занятия вечером с преподавателем.
Прежде чем предложить студентам обучение, с ними проводится тестирование на знание русского языка. Выстраивается график занятий, которые проходят во второй половине дня. Каждый день по четыре часа. Трое студентов филологического факультета родом из Туркменистана обучались по этой программе, изучали базовый уровень русского языка параллельно с процессом обучения. И хотя это немалая нагрузка для студентов и преподавателей, польза ощутима. Наталья Сергеевна объясняет:
- Эти занятия дали положительный результат - ребята смогли в летнюю сессию сдать долги за зимнюю сессию. Первый год у иностранных студентов переломный: они попадают в незнакомую среду, но если есть мотивация, есть желание, то они за год сами переходят на первый сертификационный уровень. Однако и их преподаватели после каждого занятия как «выжатый лимон». К слову, наши российские студенты своих иностранных соседей и однокурсников поддерживают.
За последние два года число иностранных студентов, поступающих в ПсковГУ, значительно увеличилось.
- Во-первых, это вызвано нашей активной позицией, - считает Игорь Савраев. - Мы не ждем, пока к нам приедут, а приглашаем, выходим на образовательные рынки других стран. В этом году на первый курс в университет было зачислено около ста иностранных студентов. В сумме по университету их обучается уже около двухсот.
Преподаватель Игорь Евгеньевич считает, что приезжают самые мотивированные на учебу студенты, занимающие активную жизненную позицию. Некоторые из них планируют получить российское гражданство.
- Для студентов, которые сейчас имеют проблемы с финансами, мы пытаемся даже найти работу, - делится небольшим секретом Игорь Евгеньевич. - Официально работать они не могут, но в университете, в стройотрядах это возможно.
На каких же условиях принимаются иностранные студенты в Пскове?
Есть две категории. Первая - эстуденты, которые поступают на бюджетное обучение. В частности, так поступают студенты, которые являются нашими соотечественниками, проживающими за границей. Университет принял 26 человек из Узбекистана – это в основном хорошо говорящие по-русски ребята. Они поступают на тех же условиях, что и российские граждане: проходят вступительные испытания, установленные университетом. И это правило, устанавливаемое министерством образования России. Они сдают вступительные экзамены, те же самые, что известны в России как ЕГЭ. Иностранцы, претендующие на бюджетные места, должны сдавать все экзамены. Поступающие на платное обучение сдают тест по русскому языку и учатся по договорам на платной основе. Документы всех приезжающих поступать иностранцев тщательно проверяются. Все документы должны быть заверены российскими нотариусами.
Какие бы не решались задачи, будь то заполнение аудиторий платежеспособными студентами, стремление университета соответствовать высокому уровню на рынке образования или помочь русскоязычному населению других стран получить хорошее образование, результат очевиден: и для университета, и для ребят, приезжающих к нам из зарубежья.
Наталья ГНУТОВА.