
У людей, не знакомых с проблемой, может возникнуть вопрос: зачем вообще заказывать транспорт, если у каждой школы должен быть свой автобус? Сразу ответим: их видение ситуации безнадежно устарело. Требования для перевозки школьников сегодня достаточно строгие. В соответствии с ними автобусы в обязательном порядке должны быть оснащены ремнями безопасности, сигнальными кнопками, средствами световой и звуковой сигнализации. Естественно, вместо того, чтобы тратить средства на оборудование старых машин, было принято решение, чтобы школы заказывали автобусы для перевозок школьников на внеклассные мероприятия в автопредприятиях, которые занимаются перевозкой детей. Большинство школ Псковского района, например, пользуются автобусами «Псковпассажиравтотранса». Оплачивались эти поездки Администрацией области постфактум, помесячно или поквартально. Причем суммы ограничены не были: ездили столько, сколько было нужно. С 1 апреля этого года ситуация изменилась. Школы теперь должны самостоятельно заключать договоры и рассчитываться с транспортными предприятиями за свои поездки. Деньги на перевозки школьников выделяются в виде целевых субсидий. Были озвучены суммы, которые каждый район может использовать до конца года и в рамках которых он может рассчитывать на оплату поездок. Поквартально подаются документы в областной комитет по транспорту и связи с отчетом о совершенных поездках, после чего происходит перечисление денежных средств.
Например, в Псковском районе о том, что денег не хватит до конца года, стало ясно практически сразу. Еще на июньской сессии Собрания депутатов района начальник управления образования Светлана Котова говорила, что размер субсидии, выделенной Псковскому району на перевозки школьников на внеклассные мероприятия -456 тысяч рублей при плановых затратах больше миллиона. Сразу последовали обращения в областные структуры, но ситуация не изменилась и до сегодняшнего дня.
- Мы подсчитали плановые затраты на основе данных за прошлые годы, - комментирует ситуацию Светлана Вирачева, главный специалист управления образования Псковского района. - Логично, что с учетом инфляции, повышения цен на горюче-смазочные материалы, размер субсидии должен был превысить сумму затрат по данным прошлых лет, а он оказался ниже. Коэффициент для расчета субсидий на перевозки оказался единым для всей области, хотя ситуация в большинстве районов отличается от той, которая существует в Псковском и Великолукском районах. В других районах основная масса учащихся сосредоточена в районном центре, там же проходят мероприятия, поэтому и затраты на перевозки на внеклассные мероприятия относительно небольшие. У нас же одно мероприятие может проходить в Тямше, другое - в Писковичах, и всех школьников необходимо доставить туда. Значительную часть денег «съедают» доставка учащихся к местам проведения ЕГЭ, ГИА (Государственной итоговой аттестации) девятиклассников, РКМ (Региональных квалификационных мониторингов), когда учащихся разных школ необходимо собрать в одной. Ситуацию можно улучшить, если исключить эти расходы из средств, выделяемых для поездок на внешкольные мероприятия.
Впрочем, после разговоров с директорами школ из других районов Псковской области стало понятно, что и им не легче. Да, у них нет больших передвижений по району, но зато поездка в Псков на областные мероприятия обойдется значительно дороже из-за большей удаленности от областного центра. На сентябрьском совещании директоров школ в одном из районов области было сказано, что до конца года средств осталось на одну-две поездки на весь район. Поэтому решения Государственного управления образования Псковской области о выделении дополнительных средств на перевозки учащихся ждут повсеместно.
Еще раз подчеркну: речь идет именно о поездках на внешкольные мероприятия. Вопросы с подвозом школьников на занятия изменений не претерпели. Там все происходит по сложившейся многолетней практике. В некоторые школы учащиеся ездят на рейсовых автобусах. В свое время были произведены согласования с транспортными предприятиями, внесены коррективы в расписание, чтобы школьники успевали к началу занятий. В других школах для подвоза учащихся выделяются специальные автобусы. Что же касается выездов на экскурсии, то оплату этих поездок давно взяли на себя родители учащихся. Впрочем, такие поездки - дело добровольное, и целиком зависят от желания и возможностей родителей.
Виктория ПАВЛОВА.
pva@province-pskov.ru
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА.
В ТЕМУ
Владимир Дмитриев, директор Моглинской средней общеобразовательной школы:
- До апреля этого года мы заказывали автобус столько раз, сколько нам было нужно. Сейчас нас поставили в ограниченные рамки. И мы уже чувствуем, что если раньше мы могли свободно выезжать на любое мероприятие то сегодня уже должны считать деньги, а их может не хватить. Мы начинаем ужиматься, так как сумма, которая осталась до конца года, достаточно мизерная.