
И вот мы в кабине его ГАЗа. Машина относительно новая, повышенной проходимости. Не так давно два фургона-автомагазина пригнали из Пскова. Ежедневный пробег такого «газона» составляет 150-160 километров. Адреса привычные: каждую неделю Виктор Николаевич ездит в отдаленные деревни Черневской и Плесновской волостей.
- Сегодня начнем со Скородно. Там сейчас проживает всего две семьи, - поясняет он. - Затем поедем в Иголдино, Шипилово, Дубяги, Гнильск, а на обратном пути заглянем в Сельцы.
Везде автолавку ждут с нетерпением, потому что Виктор Николаевич обязательно привезет заказанные продукты и другие необходимые вещи. Очень помогает ему мобильный телефон, хотя услуги связи приходится оплачивать самому. Звонят постоянные покупатели, чтобы узнать, вовремя ли приедет, все ли привезет.
Около девяти утра подъезжаем к деревне. На этот раз, кроме обычного продуктового набора, Петров везет капусту, пшеницу и комбикорм для кур и других домашних животных. Обращает на себя внимание застекленный стеллаж-витрина, которую он сделал своими руками. На полках консервы, кофе, чай. Выставлены также образцы имеющихся в наличии стиральных порошков, мыла, зубной пасты.
Виктор Николаевич, что называется, «многостаночник». Рано утром на базе самостоятельно загружает фургон и, приехав в деревню, сам торгует. Но в первую очередь - он водитель и его главная задача вовремя и без помех доставить продукты в самые глухие места Гдовского района. За годы работы его машина не раз увязала в грязи и в снегу. Рассказывает, как однажды автолавка застряла близ деревни Гнильск. Там такая яма, что вода не высыхает в ней даже жарким летом. Пришлось пешком идти до деревни и искать гусеничный трактор. Но продукты люди все-таки в тот день купили, хоть и с некоторым опозданием. Приезд автолавки в отдаленном населенном пункте для местных жителей всегда событие. Виктор Николаевич вспоминает, как в деревне Слудка его каждый раз встречала, выглядывая в окно, одинокая старушка. Отпустив товар, он порой помогал ей принести воды, наколоть дров. К сожалению, одиноким пожилым людям зачастую больше не на кого надеяться.
Но были и забавные случаи. В деревне Благодать, что под Плесной, зимовала бабушка Марта. По национальности эстонка, по-русски совсем не умела говорить. В один из приездов он застал ее в сильном возбуждении. Показывает на лампочку, оттопырив три пальца. Оказывается, в ее доме уже третий день нет света.
- Заехал к председателю сельсовета, а тот, узнав причину моего визита, удивился: как мне удалось понять бабку Марту, - смеется Виктор Николаевич.
Его неравнодушие, умение понять других людей с полуслова ценят все, кто общается с ним. Родом Петров из Спицино. Сначала работал в совхозе, потом в «Сельхозхимии». Последние десять лет – за рулем автомагазина. В Гдовском райпо помогли с жильем. Теперь на окраине Гдова у него свой дом, баня, огород. За всю жизнь Виктор Николаевич ни разу не закурил, не употребляет и спирное, что для шоферской братии факт сам по себе знаменательный. У него хорошая крепкая семья: с женой учились в одной школе, потом она ждала его из армии, сейчас уже дети выросли, внуки растут.
…Спидометр безмолвно накручивает километры сельских дорог. В деревне Иголдино автолавку встречает заливистый лай. Из дома выходит мужчина, пожимает водителю руку. Его единственная соседка уехала по делам в Питер, но наказала купить перловки, пшена и газету с телевизионной программой.
- В некоторых деревнях по этому маршруту остались единицы жителей, - говорит Виктор Николаевич. – В Шипилино, например, зимует один старичок. Когда снег выпадет, он всегда дорогу сам прочищает.
Особенно тяжело приходится жителям Гнильска. Грейдер обычно доходит только до Дубяг. Дальше дорога разбита лесовозами.
- За последние годы в Черневской волости выпилили множество гектаров леса. Но порой штабеля древесины годами не вывозятся, - в его голосе чувствуется обида за бесхозяйственность, за опустевшие деревни…
Во время поездок по разным местам Виктору Петрову не раз приходилось замечать изменения не только в природе, но и в жизни деревень, и они не всегда радуют. Вот такая экономика.
Владимир ГОГОТОВ.
Гдовский район.
Красиво написано,ничего не скажешь. Но это для тех кто не видел и обратную сторону,не всегда витрина чистая и ценников нет,висит старый листочек типо цена,да и хлеб не всегда свежий-то просроченный уже дней пять,а то и вовсе с плесенью внутри. Приезжала другая лавка на сдачу и рубли и копейки давали-у Петрова их нет: все кратно 10 рублям. Если машина сломалась или еще по какой причине не может приехать-ни слуху ни духу! Зима мороз люди его ждут-сами звонят и чуть не плача выспрашивают когда он приедет-в ответ по хамски мол достали;приеду когда не знаю! А ведь ждут сразу пять деревень! А цены какие! Колбаса из золота-300 г кракоской(покачеству отвратительная) стоит почти 300 рублей! И это только один пример