
И вполне конкретный пациент со своими болячками зачастую оказывается вне поле их зрения. Вот лишь несколько историй, рассказанных читателями «Псковской провинции».
«НЕПРОФИЛЬНЫЙ» БОЛЬНОЙ
Псковичка Олеся Н. к терапевту не обращалась лет двадцать. Повода не было. Но недавно пришлось «сдаваться». У женщины, которая по долгу службы постоянно общалась с людьми, пропал голос. Работать стало невозможно. Поэтому в семь часов утра Олеся отправилась в поликлинику по месту жительства за номерком к терапевту. Придя в назначенное время на прием, Олеся не поверила своим глазам: в коридоре не было ни души! Обрадованная этим обстоятельством, она уверенно зашла в кабинет. Но медсестра сказала, что доктор подписывает рецепты и попросила немного подождать. Потом еще чуть, и еще... В общей сложности женщина, которую донимал мучительный кашель и боль в горле, провела под дверью чуть больше часа. Наконец, ее пригласили войти. Однако терапевт не спешила реабилитироваться за «простой» в работе.
- Так, ты пришла сюда по поводу потерянного голоса? - услышала Олеся, которой было хорошо за сорок, и на «ты» в последний раз называли на 1 курсе института. - Ну, нет, девочка, это не мой профиль. Я ничем не смогу тебе помочь. Быстренько беги на третий этаж к лору, попроси его, может, он примет тебя без номерка...
Быстро бегать, как вы понимаете, Олеся не могла. Путешествие со второго на третий этажи заняло несколько минут и закончилось приступом тахикардии. Еще час женщина провела в очереди к лору, не зная заранее, повезет ей или нет. И ломая голову, как ей объяснить на работе свое долгое отсутствие. К счастью, доктор ей не отказал. А когда услышал, что Олесю послал сюда терапевт, сославшись на то, что это «не его профиль», долго хохотал и одновременно возмущался. А потом с первой попытки угадал фамилию коллеги... Оказывается, Олеся была далеко не первой, кого «отфутболили» от одного врача к другому.
ПРЕДЕЛ МОЛЧАНИЯ
Пенсионерка Лидия Сергеевна в системе здравоохранения города проработала более сорока лет. Видела всякое, в том числе и откровенно некачественную работу коллег, но никогда не думала, что сама когда-то станет заложником их непрофессионализма.
- Не так давно у нас на участке появился новый терапевт, причем отзывы о нем были весьма нелестными, - рассказывает Лидия Сергеевна. - Вот и решила я, что называется, «разведать обстановку». Благо повод нашелся быстро: в последнее время сильно болели ноги, да и получить направление к нейрохирургу после перенесенной два года назад операции давно пора. Беру номерок, захожу в кабинет, здороваюсь. В ответ -тишина. Медсестра слабо кивнула, а доктор уткнулся в бумаги. Долго листал историю болезни, но моей персоной, как таковой, не заинтересовался. Я молчу, он молчит, медсестра молчит. Как будто сговорились. Ну, думаю, надо хоть как-то разрядить обстановку, а то так и заснуть можно. Меня, говорю, беспокоит постоянная боль в ногах... Мой голос, как струйка табачного дыма, повисает в кабинетной тиши. Опять никакой реакции.
Но, о чудо, врач, нервно покашливая и продолжая молчать, вырывает из груды бумаг тонометр. «Наверное, он хочет померить давление», - радуюсь я и с готовностью подсовываю коллеге руку. Зафиксировав результат в карте, доктор продолжает заполнять какие-то документы. Затем берет в руки фанендоскоп. Я снова не выдерживаю.
- Извините, вы что меня слушать собрались? - интересуюсь у доктора. - У меня только ноги болят...
Но на мои слова никто не обращает внимания. Я демонстративно задираю джемпер. У внимательного, вдумчивого доктора аускультация (метод диагностики, основанный на выслушивании звуков при функционировании органов) должен занимать не менее пяти минут. Меня так учили в институте, и я всю жизнь придерживалась этого правила. Но нашему участковому, судя по всему, закон не писан. На все про все у него ушло не более тридцати секунд. Что за это время доктор успел выслушать, и зачем вообще ему понадобились мои легкие и сердце, для меня так и осталось загадкой. Как вы уже поняли, со мной в этом кабинете никто не разговаривал... Не буду утомлять подробностями, скажу лишь, что за время приема доктор так и не проронил ни слова, а медсестра все-таки дала мне направление к сосудистому хирургу. Выходя из кабинета, мне очень не хотелось говорить коллегам «спасибо». Потому что благодарить их решительно не за что. А еще было искренне жаль пациентов, которые после такого вот «теплого» приема вынуждены искать помощи в платных медицинских центрах. Хотя по закону они имеют полное право получать качественную помощь в поликлинике по месту жительства.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
В ТЕМУ
Наталья ИВАНОВА, заместитель руководителя Псковского филиала ЗАО «Макс М»:
- В первом случае участковый терапевт неправомерно отказала пациентке в осмотре. Консультация лор-врача может быть, при необходимости, назначена терапевтом, но осмотреть больного и сделать по этому поводу запись в амбулаторной карте врач обязан. По поводу нарушения норм этики со стороны врача - ответ в комментариях не нуждается. А теперь по поводу второй истории. Одним из обязательных условий при проведении медицинского осмотра является сбор анамнеза, то есть расспрос пациента об имеющихся жалобах и истории заболевания. Поэтому поставить диагноз невозможно без общения с больным. Стоит ли говорить о том, что терапевт действовал непрофессионально?
СЛЕДОВАТЕЛЬНО
Если вы почему-то не нашли контакта с лечащим врачом, не получили ответы на вопросы, касающиеся лечения или недовольны качеством оказанной медицинской помощи - в каждом лечебном учреждении вы можете обратиться за консультацией к главному врачу или его заместителю по лечебной работе, заведующему отделением. Если вопросы все-таки остались, ваши права будет защищать страховая компания, выдавшая полис обязательного медицинского страхования (ее адрес и телефон указаны на полисе или в памятке, выданной при получении полиса ОМС), либо орган управления здравоохранением – Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации ( г. Псков, Некрасова, 23).
А что делать если врачу говоришь что плохо, высокое давление (перед приходом врача 220 на 120 и после врача 220 на 110), а врач измеряет давление и говорит глядя честными глазами, что давление 120 на 80, при этом стоит монитор измерения суточного давления и при дальнейшей расшифровке давление во время приема у врача так же было 220? А когда начинаешь говорить что поедешь в областную больницу, так как от этой поликлинники толку никакого, слышишь в ответ - а что Вы хотите? И это должен решать поциент или е врач, который должен назначить лечение?