
Два года назад детская музыкальная школа в Псковском районе получила статус школы искусств, здесь стали открываться новые отделения. Теперь юные жители Середки, Неелово, Тямши, Родины и Карамышево могут открыть в себе не только музыкантов, но и вокалистов, танцоров, художников, а с этого года - еще и театралов. Причем, дисциплины зачастую комбинируются: хореографы, например, изучают и музыкальные предметы, ведь сложно представить одно без другого - все как в «больших» школах искусств. Преподавание и учебный процесс дается тоже на высоком уровне. Отличает районную школу от таковых лишь вопрос места...
- Юридически наши филиалы филиалами не являются, то есть у нас в пользовании нет даже ни одного кабинетика, работаем на основании договоров взаимного сотрудничества с районными школами, - вздыхает директор детской школы искусств Псковского района Станислав Рыжиков. - Директора школ очень стараются нам помогать, но ведь дети рождаются, классов необходимо больше, а число кабинетов не изменяется. Поэтому я уже переживаю, что мы начнем мешать друг другу: все-таки два учреждения в одном месте.
С проблемой «дислокации» связана и проблема восприятия - районную школу искусств зачастую воспринимают как «кружок», в котором нет места «серьезным занятиям», что очень обижает ее сотрудников.
- Когда в Середке сделали настоящий хореографический класс - с зеркалами, со станками - сразу отношение поменялось. Стоило появиться специализированному помещению, и все дети сразу же поняли, что хореография не имеет ничего общего с хором. Доходило до смешного: «На хореографию идете? - Нет, мы на танцы», - вспоминает Станислав. - Но в большинстве случаев проблема остается: свободен один из классов - ребята занимаются в нем, а если занят кабинет - ищут другой. И со стороны это действительно выглядит именно как «кружок»: ребенок из одного класса обычной школы переходит в другой - школы искусств…
Станислав мечтает о выделении для работы отдельного помещения в каждом из поселков, тем более что достаточно пустующих без дела зданий:
- Сделаем ремонт, повесим вывеску - никому и в голову не придет говорить о «дополнительном» образовании, к которому можно относиться «поверхностно»», - уверен Рыжиков. - О необходимости выделения помещений говорит и увеличение числа учащихся: от 64 человек в 2010-м до 300 учащихся сегодня.
Увеличению числа учащихся школы искусств способствовало и то, что всех первоклассников в этом году взяли обучаться бесплатно. В отличие от старших учеников школы, которые занимаются от двух до четырех раз в неделю (в зависимости от специализации), у первоклассников занятия проходят ежедневно и сразу по нескольким направлениям. Три года ребята будут обучаться азам хореографического, хорового и изобразительного искусств на бюджетной основе, а потом смогут выбрать наиболее интересное для себя отделение.
- Это хорошая мотивация, в том числе, и для родителей. Когда мы их убеждаем просто так, мы как будто шашкой в воздухе размахиваем… Если ребенок будет комбайнером, какая ему музыка. Но когда дети бесплатно получают начальную ступень образования, выступают, начинают хорошо рисовать, родители видят, что они увлечены, к тому же, они постоянно находятся по-настоящему в творческом коллективе, тогда перед взрослыми уже не встает вопрос о том, надо ли это их ребенку или нет. И я думаю, через три года они уже не будут раздумывать, продолжать ли обучение на платной основе или нет… - объясняет свою позицию директор.
Плата, кстати, вполне приемлема: около 1250 рублей за полгода. Для многодетных и малообеспеченных семей предусмотрены хорошие скидки. А что взамен? Умения и навыки, реализация потенциала, развитие творческих способностей.
- Сейчас многие государственные программы направлены на то, чтобы школы искусств стали школами предпрофессиональной подготовки. Но я считаю, что это неправильно. Это ограничивает, ставит в рамки как сами школы, так и детей: получается, они обязаны продолжать обучение по выбранной специализации - становиться музыкантами, танцорами, актерами. Но дальнейший путь должен быть добровольным. Ребенок может закончить школу искусств, потом среднюю школу и в результате стать бухгалтером, юристом - кем угодно. Но при этом, школа искусств - не лишнее образование, оно поможет сделать человека разносторонним, культурным и интеллигентным. Все это важно в равной степени.
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru.
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА.