
Не выдам государственной тайны, если скажу, что возраст огромного количества многоквартирных домов составляет не один десяток лет, и все они нуждаются в хорошем ремонте. Именно это обстоятельство является основным препятствием в приватизации для многих нанимателей, потенциальных собственников жилья. Поэтому и задают они себе нехитрый вопрос - а что после приватизации? За свой счет менять рассохшиеся окна, сгнившие трубы и постоянно забивающиеся стояки? Нет уж, увольте. Сегодня даже многие проживающие в муниципальном фонде благоустройством своего угла занимаются за собственноручно заработанные деньги. Так проще и быстрее. Но - дороже.
Вырваться из этого заколдованного круга решила псковичка Людмила Федотова (имя изменено). В исковом заявлении, направленном в Псковский городской суд, она просила обязать Управление городского хозяйства Пскова произвести капитальный ремонт ее квартиры, относящейся к муниципальному фонду.
- У меня нет лишних денег, а сумма на ремонт требуется немалая. Почему я должна изо дня в день экономить, лишать свою семью каких-то радостей - и все только для того, чтобы сделать ремонт, который другие обязаны выполнить по долгу службы? Почему капитальный ремонт мы вынуждены оплачивать дважды? Ведь за содержание жилья моя семья исправно платит в течение многих лет, - недоумевает женщина.
Людмила посчитала: только за содержание своей двухкомнатной квартиры ее семья в 2010 году заплатила 4,5 тысячи рублей, еще больше - в 2011 году. Если принять во внимание, что в доме 70 квартир, то в течение 2010 года все их обитатели за содержание жилья перечислили более 310 тысяч рублей, еще 260 тысяч - в 2009-м. А если, к примеру, суммировать все платежи за время существования дома? Здание сдано в эксплуатацию и заселено в 1960-м, но за прошедшие полвека капитального ремонта не видело ни разу. Между тем, за прошедшие десятилетия даже самые прочные конструкции давно уже выработали отведенный им срок эксплуатации.
Семья Федотовых ордер на квартиру получила в 1996-м, тогда же заняла квартиру, и с того же момента является добросовестным плательщиком за получаемые услуги и содержание жилого фонда. Так же регулярно Федотовы занимались и текущим ремонтом квартиры - красили, клеили, меняли межкомнатные двери и отдельные приборы.
- Но когда два года назад специалист отказался установить счетчик на воду по причине ветхости труб, а сантехник - бесплатно устранить засор на кухне, то я уже задумалась о капитальном ремонте. За прочистку труб на кухне, а такие неприятности у нас случаются с обидной регулярностью, приходится платить - бесплатно эту услугу управляющая компания предоставляет только раз в год. Большое опасение последнее время внушает и чугунный радиатор отопления на кухне, который держится всего на одном кронштейне. Учитывая, что батарея весит около 200 килограммов, а живем мы на первом этаже, то в случае, если она сорвется, без отопления останется весь подъезд, - на суде приводила аргументы в обоснование своей позиции Людмила.
Если исковые требования сформулировать кратко, то Людмила Федотова просила поменять в квартире оконные блоки, водопроводные и канализационные трубы, заменить радиаторы отопления и установить приборы учета. Все эти неисправности (установка приборов учета по современным требованиям является частью капитального ремонта) были подтверждены документально - актом обследования квартиры, составленным с участием специалистов управляющей компании. Специалисты компании, к слову, с заявленными истцом на суде требованиями согласились и поддержали их. Чего не скажешь об ответчике.
Представитель Управления городского хозяйства заявила на судебном процессе, что все перечисленные истицей требования относятся не к капитальному, а текущему ремонту, а текущий ремонт наниматель обязан выполнять самостоятельно. К тому же, подрядные организации, как правило, занимаются капитальным ремонтом всего здания, а не отдельно взятой квартиры. Так что не обессудьте, дорогие граждане, но наймодатель отвечает только за общее имущество, или - до заглушки. А все, что в квартире - это уже сфера ответственности жильцов, в том числе и нанимателей квартир муниципального фонда.
Опустив юридическую казуистику и ссылки сторон на многочисленные нормативно-правовые акты, сообщим сразу результат - в удовлетворении исковых требований суд Людмиле отказал. Что, впрочем, совсем не означает, что женщина теперь должна распрощаться с мечтой о капремонте за счет наймодателя. Ведь, как говорится в мотивированном судебном решении, эту функцию - наймодателя - согласно положению об Управлении по учету и распределению жилой площади, утвержденному постановлением Псковской городской Думы от 14 сентября 2007 года, исполняет именно это ведомство, а вовсе не Управление городского хозяйства, избранное Людмилой в качестве ответчика. И еще неизвестно, каким было бы решение суда, если бы Людмила Федотова попросила суд в качестве стороны ответчика привлечь совершенно другое Управление - по учету и распределению жилой площади.
Кстати, получателям услуг совершенно не обязательно зацикливаться на одном-единственном варианте решения проблемы. Действующий Жилищный кодекс таковых предлагает несколько. При неисполнении (или ненадлежащем исполнении) наймодателем своих обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта жильцы имеют право потребовать уменьшения платы за пользование помещением. Другим способом также может быть самостоятельное выполнение ремонтных работ с последующим возмещением понесенных расходов. Если же бездействие наймодателя привело к убыткам, свои потери в денежном эквиваленте также можно истребовать через суд. Какой из перечисленных вариантов пользователь, а Людмила Федотова - в частности, сочтет для себя наиболее приемлемым, это ее выбор. Похоже, что она все-таки намерена довести до логического завершения поставленную перед собой нелегкую задачу.
Лариса АНДРЮШИНА.
ali@province-pskov.ru
Материалы дела представлены Псковским городским судом.