
По прогнозам международной Продовольственной и сельскохозяйственной Организации (ФАО), через 40 лет из-за роста населения планеты продовольствия землянам потребуется на 70% больше, чем сейчас. Для этого поголовье домашней птицы должно возрасти на 100%, мелких жвачных животных - на 80%, крупного рогатого скота - на 50%, свиней - на 40%. Придется резко увеличивать площадь сельхозугодий и масштабы животноводства.
Природа может не выдержать такой нагрузки. Сельское хозяйство, особенно животноводство, подтачивает и собственную основу - землю. Ее качество резко ухудшается, падает уровень грунтовых вод, а сами воды становятся более солеными и загрязненными из-за попадания в них продуктов сельскохозяйственной деятельности. Едва ли не самые загрязненные земли и грунтовые воды находятся в Западной Европе, чем она обязана многовековому высокоинтенсивному сельскому хозяйству.
По оценкам ФАО, 25% земель крайне истощены из-за эрозии почвы, сокращения водных ресурсов и уменьшения биоразнообразия. Еще 8% - в состоянии средней истощенности, 36% - в нормальном и лишь 10% - в очень хорошем состоянии. Остальные 20% поверхности суши изначально непригодны для земледелия. Так что, по всей видимости, со временем еда не только станет дорогой - ее будет просто мало.
- Эрозия, истощенность, уменьшение биоразнообразия, перенаселенность… Наблюдаются ли эти процессы на Северо-Западе, в Псковской области? - свой вопрос я адресую заведующему кафедрой географии Псковского государственного университета, кандидату географических наук Александру Слинчаку.
- У нас другая беда, - считает Александр Слинчак. - Можно проехать Псковскую область вдоль и поперек и редко где увидеть работающий трактор или комбайн на полях. Некогда пахотные земли стремительно зарастают кустарником, покрываются лесом. Население, особенно молодежь, уезжает в крупные города. Мировые запасы пахотной земли действительно сокращаются. Если на заре земледельческих цивилизаций насчитывалось 4,5 миллиарда гектаров пахотнопригодных земель, то сейчас – 2,5 миллиарда. Из них более половины малопригодны для использования. Возможно, что уже через 40 лет из-за перенаселенности планеты обострится продовольственная проблема и разразится глобальный экологический кризис.
- По оценке псковского историка Владимира Аракчеева, Псковская земля в позднем средневековье (16-17 вв.) могла прокормить 150- тысячное население, хотя случались и голодные годы. Сейчас в Псковской области проживает 673 тысячи человек. Притом, что на ее территории могут разместиться 16-миллионые Нидерланды, и еще место останется. В порядке версии: если пустоши распахать да на вновь обретенных землях применить современные методы агрономии, нам никакой продовольственный Апокалипсис будет не страшен.
- Вот именно – такое возможно только при использовании передовых технологий. Недостаток продовольствия СССР стал испытывать еще в начале 60-х годов. Страна проигнорировала «зеленую революцию», которая позволила даже густонаселенным странам Азии (например, Китаю, Вьетнаму) справиться с дефицитом продовольствия и даже экспортировать его за рубеж. Манильский центр вывел сорта риса, которые позволяют собирать по четыре урожая в год. Такие же успехи наблюдались в выращивании и других зерновых культур, в частности пшеницы. В СССР почему-то надеялись не на прогрессивные технологии, а на освоение новых земель, на Северо-Западе, в Псковской области на больших площадях проводилась гидромелиорация. Она принесла немало вреда природной среде, но продовольственную проблему так и не решила. А в соседней Прибалтике в советское время собирали более высокие урожаи.
- Тогда почему у нас все так?
- Остзейские немцы, населявшие Прибалтику еще со времен крестовых походов, не теряя связей с Западной Европой, применяли передовые технологии, которые были переняты коренным населением и сохранены. Перед войной литовские крестьяне из-за затоваривания продукции и низких цен на нее выражали недовольство политикой правительства, не принимавшего мер по ее реализации. А ведь литовские аграрии в прибалтийском регионе собирали не самые высокие урожаи. Пример Западной Европы показывает, что и на маленьких площадях можно добиваться высоких результатов. Нидерланды экспортируют не только животноводческую продукцию, но даже органику. Избыток навоза, превышающий потребности сельского хозяйства в органических удобрениях, страна вывозит на экспорт. Нам успешно хозяйствовать мешает даже не дефицит рабочих рук и отсталые технологии, а консерватизм мышления. Если мы его не изменим, действительно может случиться Апокалипсис.
- А у гдовских овощеводов в прошлом году случилось то же самое, что и литовских крестьян. Умение хозяйствовать демонстрируют и печорские фермеры. Сколько картофеля выращивает одна фермерская семья, столько при Советах собирали несколько хозяйств. Значит, все-таки перемены происходят, и перспектива уже не кажется такой мрачной?
- О возрождении псковского села если и можно говорить, то в перспективе. Сельское хозяйство на Северо-Западе сейчас концентрируется в основном вокруг крупных мегаполисов в виде агрогородков. Здесь я в первую очередь имею в виду Санкт – Петербург. То же в промышленных масштабах можно сделать и вокруг Пскова. Допускаю, что когда - нибудь мы даже сможем экспортировать сельскохозяйственную продукцию. Правда, будет жесткая конкуренция. Например, с Белоруссией и Китаем, потому что их сельскохозяйственная продукция дешевле.
- Потепление климата скажется на состоянии сельского хозяйства в регионе?
- Есть заключения ученых, которые доказывают, что в случае потепления на юго-западе Северо-Западного федерального округа (это о нас) увлажненность увеличится довольно значительно. Пока поля не высохнут, работу нельзя будет начинать. Зато с приходом тепла псковичи смогут выращивать культуры субтропического пояса. Например, абрикосы, которые уже сейчас растут и плодоносят на приусадебных участках псковичей. Или виноград, он тоже уже не редкость у трудолюбивых дачников.
Обеспокоенные продовольственным Апокалипсисом, некоторые западные политики с вожделением поглядывают в сторону России и говорят, что русским с их 143-миллионным населением совсем ни к чему обширные территории, да и природными богатствами не мешает поделиться с более развитыми странами. Пока эти разговоры ведутся только в кулуарах и не звучат как ультиматум.
Антон РАССОХИН.